Как обосновать ожидаемую стоимость закупки

RU UA
Автор
експерт, юрист, заступник начальника служби матеріально-технічного забезпечення ДП «МТП «Чорноморськ»
Как обосновывать требования к закупке? Какую форму обоснования выбрать? А главное, как и за что могут привлечь к административной ответственности органы государственного финансового контроля, во время проверки обнародования обоснования ожидаемой стоимости предмета закупки во время проведения мониторинга публичных закупок? Ответы - в статье

 

 

Уже более трех лет, как вступили в силу изменения, внесенные постановлением КМУ от 16.12.2020 № 1266 «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 01 августа 2013 г. № 631 и от 11 октября 2016 г. № 710» (далее — Постановление 1266) которым введены очередные мероприятия, направленные на прозрачность использования государственных средств.

Обоснование ожидаемой стоимости предмета закупки

Обратите внимание, Постановлением № 1266 поделены заказчики на две условные категории, одним «поручено» другим «рекомендовано» осуществлять мероприятия по повышению эффективности использования государственных средств, а именно:

  • поручено: главным распорядителям бюджетных средств (распорядителям бюджетных средств низшего уровня), субъектам государственного сектора экономики;
  • рекомендовано: органам местного самоуправления, Пенсионному фонду и фондам общеобязательного государственного социального страхования.

 

Следовательно, с 19.12.2020 года распорядители бюджетных средств всех уровней и субъекты хозяйствования государственного сектора экономики (и другие заказчики, которые изъявят желание соблюдать рекомендации) с целью прозрачного, эффективного и рационального использования средств, что приобрело особую актуальность в период действия военного режима состояния, должны обеспечить:

  • обоснование технических и качественных характеристик предмета закупки, размер бюджетного назначения, ожидаемой стоимости предмета закупки;
  • обнародование обоснования технических и качественных характеристик предмета закупки, размера бюджетного назначения, ожидаемой стоимости предмета закупки путем размещения на собственном вебсайте (или на официальном вебсайте главного распорядителя бюджетных средств, субъекта управления объектами государственной собственности, осуществляющего функции по управлению субъектом хозяйствования государственного сектора экономики) в течение пяти рабочих дней со дня обнародования объявления о проведении конкурентной процедуры закупок.

Поговорим об обосновании ожидаемой стоимости закупки более подробно.

Обоснование ожидаемой стоимости закупки: постановление

Прежде всего отметим, что постановление Кабинета Министров Украины от 11.10.2016 №710 «Об эффективном использовании государственных средств» (с изменениями) (далее – Постановление №710) не содержит требований о порядке формирования ожидаемой стоимости или требований относительно имеющейся информации обнародована заказчиком. Следовательно, заказчик самостоятельно определяет содержание информации, обосновывающей ожидаемую стоимость.

В настоящее время документом, применяемым для расчета ожидаемой стоимости, является Примерная методика определения ожидаемой стоимости предмета закупки, утвержденная приказом Минэкономики от 18.02.2020 № 275 (далее – Методика). Поэтому обосновать ожидаемую стоимость можно, в частности, руководствуясь рекомендациями указанной Методики.

  

Шаблон обоснования закупки

Как уже отмечалось, какой-либо формы, по которой должна быть обнародована информация с соответствующими обоснованиями, пока не установлено.

Обычно заказчики самостоятельно создают произвольную форму, выбирая удобный для пополнения формат. Если вы еще в поисках, предлагаем воспользоваться предлагаемым нами шаблоном.

обгрунтування очікуваної вартості предмета закупівліСКАЧАТЬ ШАБЛОН

Образец заполнения шаблона

обгрунтування закупівлі

 

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ

 

Пример обоснования закупки

Как подать информацию об обосновании ожидаемой стоимости?

Здесь все зависит от желания заказчика обнародовать более полную или сокращенную информацию. Ведь оба варианта будут исполнением требований Постановления № 710.

Рассмотрим на примере разные варианты обоснования одного и того же предмета закупки.

Обоснование ожидаемой стоимости предмета закупки

Пример 1

Пример 2

Пример 3

Пример 4

Определение ожидаемой стоимости сделано в соответствии с приказом Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 18.02.2020 г. №275 «Об утверждении примерной методики определения ожидаемой стоимости предмета закупки» на основании полученных от участников рынка коммерческих предложений с указанием актуальных цен.

Определение ожидаемой стоимости сделано в соответствии с приказом Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 18.02.2020 г. №275 «Об утверждении примерной методики определения ожидаемой стоимости предмета закупки» на основании полученных от участников рынка коммерческих предложений с указанием актуальных цен.

Рассчитана средняя стоимость на основании предложений:

ООО «Первый» – 1 000 000,00 грн

ООО «Второй» – 1 100 000,00 грн

ООО «Третий» – 1 200

 

(1 000 000,00 + 1 100 000,00 + 1 200 000,00)/3 = 1 100 000,00 грн.

Определение ожидаемой стоимости сделано в соответствии с приказом Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 18.02.2020 №275 «Об утверждении примерной методики определения ожидаемой стоимости предмета закупки» на основании анализа общедоступной информации о цене, полученной из открытых источников (можно отметить ссылку соответствующие сайты, номера объявлений в электронной системе закупок по аналогичному предмету закупки и т.п.

 

Определение ожидаемой стоимости сделано согласно приказу Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 18.02.2020 №275 «Об утверждении примерной методики определения ожидаемой стоимости предмета закупки» на основании закупочных цен предварительных закупок с учетом коэффициента индексации (можно привести ссылку на предыдущие закупки и дать расчет)

Следовательно, заказчик может в обосновании предоставить «расширенную» версию с приведением источников информации, соответствующими расчетами или ограничиться ссылкой на Методику и выбранный способ определения ожидаемой стоимости. Следует помнить, что в обосновании должна быть указана информация, которую заказчик может подтвердить документально на случай получения запроса от органов государственного финансового контроля при осуществлении мониторинга публичных закупок.

 

Как обнародовать обоснование ожидаемой стоимости

Постановление № 710 отмечает необходимость обнародования информации путем размещения соответствующих обоснований на собственном вебсайте (или на официальном вебсайте главного распорядителя бюджетных средств, субъекта управления объектами государственной собственности, осуществляющего функции по управлению субъектом хозяйствования государственного сектора экономики).

Альтернативным вариантом, если отсутствует сайт как у заказчика, так и у главного распорядителя бюджетных средств, есть возможность заказчика разместить соответствующие обоснования в электронной системе закупок путем размещения вложений в годовой план закупки или при объявлении процедуры закупки.

Последствия необнародования обоснования закупки

Поскольку при проведении мониторингов процедур закупок огранами государственного финансового контроля одним из вопросов является проверка соблюдения Заказчиками выполнения требований Постановления № 710, обращаем внимание на то, что невыполнение мер повышения эффективности использования государственных средств не влечет ответственности в публичных закупках.

Так, административная ответственность за правонарушения в сфере закупок предусмотрена ст. 164-14 "Нарушения законодательства о закупках" Кодекса Украины об административных правонарушениях. В то же время, постановление КМУ от 11.10.2016 № 710 «Об эффективном использовании государственных средств» (с изменениями) не относится к законодательству о публичных закупках, следовательно, за невыполнение установленных им требований по обоснованию и обнародованию информации по закупкам административная ответственность отсутствует. В то же время аудиторы субъективно могут рассматривать факт несоблюдения требований Постановления № 710 как необнародование или нарушение сроков обнародования информации о закупках, что является основанием для составления протокола. Поэтому в случае, если заказчик принимает решение не обнародовать указанную постановлением информацию, следует быть готовыми доказывать свою правоту в судебном порядке.

Также отмечаем, что при проверке соблюдения требований Постановления № 710 в ходе проведения мониторинга органами государственного финансового контроля могут требоваться как информация, так и документы, на основании которых заказчик обосновал размер расходов, технические и качественные характеристики предмета закупки. Непредоставление такой информации будет нарушением ч.5 ст. 8 Закона Украины «О публичных закупках» и может влечь за собой административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст. 164-14 "Нарушения законодательства о закупках" Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Заметим, что при обжаловании выводов по результатам мониторингов публичных закупок суды все чаще признают правомерность выводов аудиторов, устанавливая, что Постановление № 710 подлежит применению главными распорядителями бюджетных средств (распорядителями бюджетных средств низшего уровня) и субъектами государственного сектора экономики, а невыполнение требований аудиторов относительно предоставления информации и документов, которыми обоснован в частности размер расходов – нарушение законодательства о публичных закупках.

 



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді