Как прописать требования к обоснованию аномально низкой цены

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
Узнайте, какая позиция судов по поводу надлежащего обоснования аномально низкой цены и какие требования следует установить в тендерной документации по поводу такого обоснования

Форма обоснования аномально низкой цены 

Рассмотрим на примере судебного дела №640/30067/20.

По этому делу заказчик просил признать противоправным и отменить решение АМКУ об обязательстве отменить решение об отклонении тендерного предложения участника – ФЛП в связи с отсутствием надлежащего обоснования аномально низкой цены тендерного предложения (не предоставлены расчеты стоимости услуг).

Основанием для принятия АМКУ такого решения стало заключение о том, что тендерная документация заказчика не содержит отдельных требований, в т.ч. обоснование аномально низкой цены, а также не содержит требования о необходимости предоставления расчетов стоимости услуг.

По этому делу суд принял сторону АМКУ.

Наталия Заец эксперт, консультант по публичным закупкам, канд. экон. наук
Будете понимать, можно ли применить 24 часа на исправление несоответствий в ситуации, когда участник предоставил неправильное обоснование аномально низкой цены

Внимание! По этому делу В п. I раздела V тендерной документации было указано, что участник, предоставивший наиболее экономически выгодное тендерное предложение, которое является аномально низким, должен предоставить в течение одного рабочего дня со дня определения наиболее экономически выгодного предложения обоснования в произвольной форме относительно цен или стоимости соответствующих товаров, работ или услуг предложения.

Участник – ФЛП предоставил письмо - объяснение по аномальной цене в соответствии с которым во исполнение требования документации на закупку сообщил, что участник выходит на новый для себя рынок, а потому сознательно уменьшает свое ценовое предложение (за счет уменьшения нормы прибыли), что является проявлением здоровой конкуренции. . Также указывал на благоприятные условия разработки проекта, поскольку у участника сформирована команда специалистов, которая может качественно и за низкую цену выполнить проект.

Также указал, что участник может предоставить услуги заказчику за указанную цену благодаря применению технологического процесса предоставления услуг разработки проекта за счет предварительно приобретенного опыта на аналогичных проектах, а именно методологии работы, стандартизации процессов в работе команд специалистов, одновременном выполнении работ на различных состояниях разработки.

При этом первичная стоимость предложения была на уровне – 666 666,00 грн., а окончательная стоимость на уровне – 299 999,00 грн.

ВС обратил внимание на то, что тендерная документация не содержит отдельных требований к порядку формирования цены предложения участника и обоснования аномально низкой цены. Кроме того, в документации и Законе №922 отсутствуют требования о необходимости предоставления расчетов стоимости услуг.

Учитывая приведенное, ВС пришел к выводу, что предложение участника было неправомерно отклонено заказчиком.

ВС также отметил, что заказчик, применив дискриминационный подход при рассмотрении предложений участников, а именно неправомерно отклонив предложение участника – ФЛП, и как следствие неправомерно определив победителя процедуры закупки, нарушил право ФЛП на объективное и беспристрастное рассмотрение его предложения. Указанные действия заказчика нарушением одного из основных принципов осуществления закупок, определенного статьей 5 Закона № 922, а именно недискриминация участников.

Дело №640/30067/20

Какое обоснование аномально низкой цены будет надлежащим

Рассмотрим на примере судебного дела №640/30534/20.

По этому делу судами установлено, что жалоба участника в АМКУ заключалась в том, что обоснование аномально низкой цены предоставленное победителем не содержит должного обоснования и должно быть отклонено заказчиком.

ВС и АМКУ было установлено, что тендерная документация не содержала отдельных требований к порядку формирования цены предложения участника, а также порядка оформления обоснования аномально низкой цены, а потому, по их убеждению, отсутствуют основания для удовлетворения жалобы невыигравшего участника.

Закупочное законодательство не конкретизирует, какое именно обоснование будет надлежащим, поэтому заказчик по своему усмотрению оценивает принадлежность/ненадлежащее обоснование аномально низкой цены.

В то же время, поскольку базовым документом для оценки предложений участников тендерная документация, заказчик должен действовать исключительно в рамках Закона № 922 и требовать от участников представления только той информации и документов, которые предусмотрены тендерной документацией. Таким образом, если у заказчика есть отдельные требования по обоснованию аномально низкой цены, следует четко их прописать в тендерной документации. Если заказчик этого не сделает, ему будет трудно доказать, что участник не подал должного обоснования аномально низкой цены.

Дело №640/30534/20

Какую информацию должно содержать обоснование аномально низкой цены

Рассмотрим на примере судебного дела №420/10334/22.

Это дело решилось в первой инстанции и закончилось Решением Одесского окружного административного суда от 26.09.22г. в пользу заказчика.

Внимание! Решения судов первой и постановления судов апелляционной инстанции носят скорее информационный характер, поскольку при реальном решении судебных дел суды руководствуются правовыми выводами, изложенными в постановлениях Верховного Суда (далее – ВС). Впрочем, такие решения могут сориентировать заказчиков о том, на что следует обратить внимание.

Следовательно, заказчик обратился в суд с иском о признании противоправным и отмене заключения ГАС о результатах мониторинга процедуры закупок, где среди прочего было и отклонение тендерных предложений по основаниям, не предусмотренным законом или не в соответствии с требованиями закона (безосновательное отклонение).

По этому делу участник предоставил текстовый документ в формате pdf под названием «Справка аномальная низкая цена» через ЕСЗ. В справке, предоставленной участником, не конкретизировано:

  • каким образом «комплексный подход» уменьшает цену работ по техническому надзору, какие именно «новейшие технологии» будут использоваться (и как они уменьшают стоимость работ) и что мешает другим участникам закупки планировать работу и квалифицированных работников.
  • что именно подразумевается под «оптимизацией в количественном составе» работников. Документ, предоставленный участником, не позволил прийти к выводу о представлении участника, каков оптимальный штат работников с учетом фонда заработной платы и налоговой нагрузки.

Заказчик счел такой документ ненадлежащим обоснованием аномально низкой цены тендерного предложения на закупку работ по техническому надзору.

Проанализировав законодательство, суд пришел к выводу, что технический надзор предусматривает конкретный перечень функций, отраженных в проекте.

В протоколе отклонения тендерного предложения участника ФЛП заказчик отметил, что участник подал первоначальное предложение 1206462 грн, а во время аукциона снизил цену своего предложения до 508429 грн.

Учитывая вышеизложенное, заказчик считал, что участник не предоставил должного обоснования аномально низкой цены тендерного предложения, в связи с чем отклонил участника процедуры закупки как не обосновавшего аномально низкой цены тендерного предложения в течение срока, определенного в части четырнадцатой статьи 29 Закона №922.

Что касается другого участника, заказчик отклонил аномально низкое тендерное предложение из-за того, что участник не предоставил должного обоснования указанной в нем цены или стоимости.

Суд указал, что Закон №922 четко требует от участников процедуры закупки предоставления именно надлежащего обоснования аномально низкой цены. Надлежащее обоснование аномально-низкой цены может включать в себя без исключения любые подтверждающие документы, доказывающие заказчику действительность всех фактов, изложенных в обосновании. А не только многословные утверждения, не содержащие в себе никакого документального подтверждения.

Указанный участник никоим образом (фактом, документом) не обосновал, не подтвердил целесообразность и возможность такого снижения цены на услуги согласно предмету закупки. В обосновании аномально низкой цены участник:

  • не конкретизировал, за счет чего он столь снизил себестоимость работ;
  • не указал в документе описания никакого основания по типу, за счет чего происходит достижение экономии, а также описания, какие именно условия (благоприятные условия) позволяют участнику предоставить услуги по существенно заниженной цене. То есть никакого конкретного факта, документального подтверждения.

Заказчиком такое понижение (без должного обоснования) было воспринято как абсолютный «демпинг» цены во время аукциона.

Суд также указал, что Закон № 922 не ограничивает участников обоснования аномально низкой цены и допускает предоставление такого обоснования в произвольной форме. Вместе с тем, суд признал, что заказчик придерживался предписаний Закона № 922.

Дело № 420/10334/22

Выводы

Учитывая приведенную судебную практику, заказчикам нужно учесть следующее:
  • в тендерной документации обязательно следует указывать детальные требования к порядку формирования цены предложения участника и обоснование аномально низкой цены;
  • если участником не было не конкретизировано, за счет чего он настолько снизил себестоимость, то такое тендерное предложение может быть отклонено.
Также заказчикам следует всегда помнить о принципах осуществления публичных закупок и недискриминации участников. Особенно о п.2 ч.1 ст.5 Закона № 922, то есть о максимальной экономии, эффективности и пропорциональности.


зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді