Мониторинг публичных закупок
Закон о мониторинге публичных закупок
К законодательству о мониторинге публичных закупок относятся:
- Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922;
- Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 15.11.2025 № 2939;
- Приказ Минфина «Об утверждении Методики определения автоматических индикаторов рисков, их перечня и порядка применения» от 27.09.2024 № 476.

- Заключение о результатах мониторинга процедуры закупки
- Протокол УЛ о внесении изменений в ТД с целью устранения нарушений
- Протокол УЛ об устранении правонарушения по требованию Госаудитслужбы
- Протокол УЛ о предоставлении ответа на запрос Госаудитслужбы
- Протокол УЛ о предоставлении ответа по собственной инициативе Госаудитслужбы
Мониторинг закупок: что это
Мониторинг закупок — это анализ соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок при проведении процедуры закупки, заключении договора о закупке и в течение его действия с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере публичных закупок (п.14 ч.1 ст.1 Закона № 922).
Мониторинг процедуры закупки — это способ контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок, который осуществляется по месту нахождения органа ГАСУ.

- Обезопасит ли публикация отчета о выполнении договора от мониторинга закупок вне ЭСЗ
- В чем разница между проверкой и мониторингом закупок
- Стоит ли по заключению мониторинга расторгать договор, который частично выполнен
- Может ли заказчик написать возражение на заключение аудиторов по результатам мониторинга, если не согласен с ним
Кто осуществляет мониторинг процедур закупки
Мониторинг процедур закупки осуществляет орган государственного финансового контроля — ГАСУ.
Мониторинг процедуры закупки возможен в течение:
- проведения процедуры закупки;
- заключения договора о закупке и его действия.
Важно! К полномочиям АМКУ относится проверка на соответствие тендерной документации наличию требований:
- ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников;
- документального подтверждения информации о соответствии требованиям тендерной документации, если такая информация является публичной, обнародованной в форме открытых и/или содержится в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным.
Эти случаи не подпадают под мониторинг процедуры закупки.
Что такое мониторинг процедуры закупок
Мониторинг процедуры закупки осуществляется в течение проведения процедуры закупки, заключения договора о закупке и его действия. То есть, если договор выполнен или расторгнут и в системе он находится в статусе «Закрыт», мониторинг по такой закупке не проводится.
Госаудитслужба и ее межрегиональные территориальные органы, согласно пункту 23 Особенностей № 1178, в порядке, установленном статьей 8 Закона № 922, осуществляют мониторинг:
- процедур закупок (открытых торгов);
- упрощенных закупок;
- закупок, по которым в электронной системе закупок публикуется отчет о договоре о закупке, заключенном без применения ЭСЗ.
Начало мониторинга процедуры закупки
Решение о начале мониторинга процедуры закупки принимается уполномоченным лицом ГАСУ при наличии одного или нескольких из следующих оснований:
- данные автоматических индикаторов рисков;
- информация, полученная от органов государственной власти, народных депутатов Украины, органов местного самоуправления, о наличии признаков нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок;
- сообщения в СМИ, содержащие сведения о наличии признаков нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок;
- выявленные органом ГАСУ признаки нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок в информации, обнародованной в ЭСЗ;
- информация, полученная от общественных объединений, о наличии признаков нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, выявленных по результатам общественного контроля, в соответствии со статьей 7 Закона № 922.
Для анализа данных, свидетельствующих о признаках нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, может использоваться информация, которая:
- обнародована в ЭСЗ;
- содержится в единых государственных реестрах;
- находится в базах данных, открытых для доступа центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере государственного финансового контроля.
Приостанавливает ли ход процедуры закупки мониторинг ГАСУ
После принятия решения о начале мониторинга процедуры закупки, ГАСУ в течение двух рабочих дней со дня принятия такого решения:
- обнародует в ЭСЗ уведомление о принятии решения с указанием уникального номера объявления о проведении конкурентной процедуры закупки, присвоенного ЭСЗ;
- описание оснований для осуществления мониторинга процедуры закупки.
Уведомление о начале мониторинга ГАСУ не останавливает ход процедур закупок, определенных Законом № 922 с учетом Особенностей № 1178, в том числе и на стадии заключения договора.
Срок осуществления мониторинга процедуры закупки не может превышать 15 рабочих дней со следующего рабочего дня от даты обнародования уведомления о начале мониторинга процедуры закупки в ЭСЗ.
Ответ на мониторинг закупки
В течение срока проведения мониторинга ответственное должностное лицо ГАСУ имеет право через ЭСЗ запрашивать у заказчика объяснения (информацию, документы) относительно принятых решений и/или совершенных действий или бездействия, которые являются предметом исследования в рамках мониторинга процедуры закупки. Все такие запросы о предоставлении объяснений автоматически обнародуются ЭСЗ. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня обнародования такого запроса должен предоставить соответствующие объяснения (информацию, документы) через ЭСЗ.
Заказчик в пределах срока осуществления мониторинга закупки имеет право по собственной инициативе предоставлять объяснения относительно принятых решений и/или совершенных действий или бездействия, которые являются предметом исследования в рамках мониторинга закупки.
Особенности мониторинга закупок во время военного положения
Во время военного положения необходимо учитывать положения:
- Постановления КМУ «Об утверждении особенностей осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены» от 12.10.2022 № 1178;
- Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15.04.2014 года № 1207.
Например, статья 13 Закона №1207 определяет особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории, в соответствии с которой осуществление хозяйственной деятельности юридическими лицами, физическими лицами - предпринимателями и физическими лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, местонахождением (местом проживания) которых является временно оккупированная территория, разрешается исключительно после изменения их налогового адреса на другую территорию Украины.
Сделка, стороной которой является субъект хозяйствования, местонахождением (местом проживания) которого является временно оккупированная территория, является ничтожной. На такие сделки не распространяется действие положения абз.2 ч.2. ст.215 ГК Украины, то есть она не может быть признана действительной через суд. Это касается всех юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, распространяется также и на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Судебное дело №420/3520/24
Местные власти провели закупки для работ на территории, которая находится в оккупации, надеясь на использование в будущем.
Суд обращает внимание, что реальное использование указанных товаров возможно только после деоккупации территорий, принадлежащих Украине, срок которой не определен на законодательном уровне, поэтому приведенное вызывает сомнения в целесообразности значительных бюджетных расходов, ведь условия и цель заключенного договора не коррелируются с фактическими обстоятельствами реализации такой закупки.
Поэтому, по мнению коллегии судей ВС, не изменив налоговый адрес на территорию, подконтрольную Украине, заказчик нарушил требования абз.1 ч.2 ст. 13 Закона № 1207, а потому в заключении ГАСУ правомерно было установлено указанное нарушение.