Мониторинг госзакупок в 2023 году

RU UA
Кто и по каким основаниям проводит мониторинг публичных закупок в 2023 году? Анализ требований аудиторов поможет не допускать нарушений при составлении тендерной документации. А понимание позиции аудиторов, которые проводят мониторинг закупок, понадобится, когда будете исправлять ошибки на этапе проведения мониторинга и защищаться во время обжалования требования Государственной аудиторской службы

 

Мониторинг открытых торгов Госаудитслужба и ее межрегиональные территориальные органы по-прежнему проводят в соответствии со статьей 8 Закона № 922. А вот данные автоматических индикаторов рисков применяются с учетом Особенностей (п. 23 Особенностей).
 
На сегодняшний день аудиторы, когда проводят мониторинг процедуры закупки, больше всего выявляют нарушений у заказчиков, которые:
  • выбирают неправильно вид закупки;
  • составляют тендерную документацию (ТД) не в соответствии с требованиями Закона № 922 с учетом Особенностей;
  • применяют квалификационные критерии по предметам закупки, когда это не предусматривают Особенности.
По результатам мониторингов государственных закупок заказчики вынуждены разрывать заключенные договоры или отменять объявленные закупки. Ведь в большинстве случаев уже нельзя поправить нарушения.
 
Чтобы не попадать в подобные ситуации, следует отслеживать выводы о результатах мониторинга процедуры закупки (далее – заключение). Будете понимать, как действовать и защищаться.
 
Давайте проанализируем свежие выводы, где аудиторы, проведшие мониторинг закупок, зафиксировать наиболее типичные нарушения.

Заказчик избрал вид закупки не по Особенностям

Виды закупок, которые заказчики используют, чтобы приобрести товары, работы и услуги, определяют пункты 5 и 8 Особенностей. К таким видам закупок относятся:
  • открытые торги с учетом Особенностей;
  • электронный каталог при закупке товара;
  • рамочные соглашения в соответствии с условиями, определенными Законом № 922.
Условия выбора того или иного вида закупки находим в других пунктах Особенностей.

 

Моніторинг закупівель за Особливостями

К теме:

Выбор вида закупки: советы на время военного положения и примеры с практики

Так, заказчики для закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых определена в пункте 10 Особенностей должны применить:

 

Также заказчики могут проводить публичные закупки товаров и услуг посредством заключения рамочных соглашений в соответствии с условиями, определяемыми Законом № 922 (п. 8 Особенностей). Кроме того, есть еще право заключать договоры:
  • без проведения открытых торгов или использования электронного каталога, рамочных соглашений – на основании пунктов 9 и 13 Особенностей;
  • для закупок стоимостью меньше, чем определена в пункте 10 Особенностей.
Когда заказчики выбрали неправильный вид закупки, то есть не предусмотренный Особенностями, попадают под мониторинг процедур закупок. Проиллюстрируем на примерах, которые в таком случае обнаруживают аудиторы.

 

Некоторые заказчики все еще применяют переговорную процедуру (или сокращенную переговорную процедуру) вопреки видам закупок, определенных в Особенностях. Аудиторы отслеживают такие закупки и устанавливают несоответствие выбранного вида закупки Особенностям.
 
Аналогичную позицию с аудиторами имеет также Коллегия АМКУ.

 

⚡ Позиция Колегии АМКУ Учтите, что на уровне центральной базы данных Prozorro и площадок не установлены ограничения по выбору типа закупки для заказчиков. Вместо этого после вступления в силу Особенностей следует проводить закупки в соответствии с Законом № 922 с учетом Особенностей. А Особенности вообще не предусматривают возможности для переговорной процедуры закупок.

Внимание!

Переговорная процедура закупок не является процедурой закупок в понимании Особенностей

Заказчик составил ТД не по Особенностям

Есть заказчики, которые не обращают внимания на внесенные в Особенности изменения. В частности, на то, что после 03.01.2023 открытые торги следует проводить без применения электронного аукциона. Именно такой порядок определен в пункте 35 Особенностей.

Обратите внимание! В апреле Минэкономики планирует вернуть аукционы в открытые торги 

Итак, если объявляете открытые торги после этой даты, вы должны привести свою ТД в соответствие с обновленными требованиями Особенностей. Иначе получите замечания от аудиторов, составивших ТД не в соответствии с требованиями Закона с учетом Особенностей.

По требованию пункта 26 Особенностей объявления должно содержать информацию, определенную в части 2 статьи 21 Закона № 922. Объявление формируется на площадках автоматически, когда заказчик его обнародует, и соответствует пункту 26 Особенностей и действующей редакции Закона № 922. В частности, пункта 11 части 2 статьи 21 Закона № 922, предусматривающего информацию о размере минимального шага понижения цены.
 
То есть положения Особенностей по содержанию объявления ввиду отсутствия аукционов пока не приведены в соответствие. Это и вызывает замечания аудиторов.
 
Позиция Коллегии АМКУ – аналогична. Когда она рассматривает жалобы участников на условия ТД, не отвечающие требованиям Особенностей, обязывает заказчика внести соответствующие изменения в ТД.

 

Моніторинг закупівель за Особливостями

Больше об этом читайте в консультациях:

Риски заказчика, если условия ТД для открытых торгов не привести в соответствие с Особенностями

Приводим тендерную документацию в соответствии с изменениями в Особенностях, внесенных 25 февраля

Заказчик применил квалифкритерии

Коллегия АМКУ при рассмотрении жалоб обращает внимание на неприменение квалификационных критериев к предметам закупки, определенным в абзаце 1 пункта 29 Особенностей. Аудиторы, когда проводят мониторинг закупок, также тщательно отслеживают закупки этих товаров и проверяют, установили ли заказчики квалификационные критерии в ТД.

В любом случае устанавливать квалификационные критерии для предметов закупки, определенных абзацем 1 пункта 29 Особенностей, —  нарушение. Аудиторы, когда провели мониторинг государственных закупок, отмечают в заключениях и требуют расторгнуть уже заключенные договоры или отменить торги.

Моніторинг закупівель за Особливостями

Читайте также:

Требования к предмету закупки, которые не предусматривает нацстандарт: соблюдаем Особенности

Заказчик обусловил изменения в договоре по пункту 19 Особенностей

В ТД заказчики предоставляют проект договора о закупке с обязательным указанием порядка изменения его условий (п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона № 922).

Случаи, когда возможны изменения существенных условий договора после его подписания для выполнения обязательств сторонами в полном объеме, определяет пункт 19 Особенностей. Таких случаев восемь.

Когда аудиторы проводят мониторинг публичных закупок, признают нарушения, если заказчик устанавливает в проекте договора о закупке все случаи изменений существенных условий. Что подразумевается, рассматриваем на примере.

Перейти к примеру

В ЭСЗ есть определенное количество закупок и в будущем возможны выводы по результатам мониторингов, где Госаудитслужба будет отмечать нарушением того, что заказчик в проекте договора установил все восемь пунктов изменений существенных условий договора.

Как правильно формировать порядок изменений условий в договоре и защищать правомерность сложной ТД? На этот вопрос ответ дает постановление Верховного Суда от 26.11.2020 по делу № 280/1309/19 (далее – Постановление). Хотя Постановление касается норм закона в старой редакции, с момента его принятия законодательство о публичных закупках принципиально не менялось.

Позиция Верховного Суда

Моніторинг закупівель за Особливостями

К теме:

Изменение существенных условий договора о закупке, заключенного по Особенностям: когда можно

Как следует из Постановления, несмотря на предмет закупки, заказчик предусматривает все основания изменения существенных условий, определенные в пункте 19 Особенностей. А когда стороны будут выполнять договор о закупке, они могут применять только те условия изменения, которые соответствуют обстоятельствам договора.

Сегодня суды ссылаются на этот вывод Верховного Суда, когда рассматривают выводы Госаудитслужбы в подобных ситуациях. В дальнейшем же следует следить за судебной практикой по этому поводу.

 

Ілона Тарнопольська головний редактор експертно-правової системи «Експертус Держзакупівлі»
Ви щоденно стикаєтеся зі складними робочими ситуаціями. Ми ж – щоденно допомагаємо їх вирішувати. Тож заходьте в Систему, щоб швидко отримати рішення своєї ситуації

 

 

 



зміст

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді