Мониторинг в сфере закупок 2024

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
Кто и по каким основаниям проводит мониторинг публичных закупок 2024 года, какие сроки проведения мониторинга закупки — в консультации.

Мониторинг в сфере закупок

Мониторинг закупок - это анализ соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок при проведении процедуры закупки, заключения договора о закупке и в течение его действия с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере публичных закупок (п.14 ч.1 ст.1 Закона № 922).

Госаудитслужба (далее — ГАСУ) и ее межрегиональные территориальные органы согласно пункту 23 Особенностей № 1178 в порядке, установленном статьей 8 Закона № 922 осуществляют мониторинг:

  • процедур закупок (открытых торгов);
  • упрощенных закупок;
  • закупок, по которым в электронной системе закупок (далее – ЕСЗ) обнародуется отчет о договоре о закупке, заключенный без применения ЕСЗ.
    Тетяна Колісник консультант із питань публічних закупівель
    Госаудитслужба осуществляет мониторинг закупок без использования ЕСЗ. Чтобы избежать мониторинга, заказчик собирается обнародовать по таким договорам отчет об исполнении, хотя это и не требуется по закону. Правый ли заказчик? Как быть, если срок обнародования отчета истек — не сочтется ли это нарушение сроков публикации?

    Согласно статье 5 Закона № 2939, мониторинг закупок осуществляется по местонахождению органа ГАСУ.

    Обратите внимание, что решение о начале мониторинга процедуры закупки принимает руководитель ГАСУ или его заместитель (или уполномоченное руководителем) при наличии, в частности, данных автоматических индикаторов рисков.

    Автоматические индикаторы рисков, согласно п.2 ч.1 ст.1 Закона № 922, являются критериями с заданными заранее параметрами, использование которых позволяет автоматически осуществлять выбор процедур закупок, содержащих признаки нарушений законодательства в сфере публичных закупок.

    Данные автоматических индикаторов рисков используются с учетом Особенностей.

    Мониторинг закупок ГАСУ

    Мониторинг процедуры закупки осуществляется ГАСУ в течение:

    • проведение процедуры закупки;
    • заключение договора о закупке и их действиях.

    Мониторинг процедуры закупки не проводится на соответствие тендерной документации относительно наличия требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников, а также требований документального подтверждения информации о соответствии требованиям тендерной документации, если такая информация является публичной, обнародованной в форме открытых и/или содержащихся в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым свободен. Это полномочия АМКУ.

    Решение о начале мониторинга процедуры закупки принимается уполномоченным лицом ГАСУ, при наличии одного или нескольких из следующих оснований:

    • данные автоматических индикаторов рисков;
    • информация, полученная от органов государственной власти, народных депутатов Украины, органов местного самоуправления, о наличии признаков нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок;
    • сообщения в СМИ, содержащие сведения о наличии признака нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок;
    • выявленные органом ГАСУ признаки нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок в информации, обнародованной в ЕС;
    • информация, полученная от общественных объединений, о наличии признаков нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, выявленных по результатам общественного контроля согласно статье 7 Закона № 922.

    Для анализа данных, свидетельствующих о признаках нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, может использоваться информация, которая:

    • обнародована в ЕСЗ;
    • содержится в единых государственных реестрах;
    • есть в базах данных, открытых для доступа центральному органу исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного финансового контроля.

    По результатам мониторинга, ГАСУ заключает заключение, которое можно обжаловать в административный суд.

    Во время мониторингов закупок аудиторами выявлены следующие нарушения за январь 2024 года, по данным Северо-восточного офиса ГАСУ:

    • 15 нарушений при рассмотрении тендерного предложения, а именно когда заказчик не отклонял тендерное предложение, которое в соответствии с требованиями законодательства необходимо было отклонить;
    • 4 нарушение законодательства заказчиком при заключении договора о закупке и внесении в него изменений;
    • 3 нарушение порядка обнародования информации о закупке;
    • 9 других нарушений законодательства в сфере закупок.

    Кримінальна відповідальність за перешкоджання діяльності аудиторів

    Порядок проведения мониторинга закупок

    После принятия решения о начале мониторинга процедуры закупки ГАСУ в течение двух рабочих дней со дня принятия такого решения:

    • обнародует в ЕСЗ сообщение о принятии решения с указанием уникального номера объявления о проведении конкурентной процедуры закупки, присвоенного ЕСЗ;
    • описание оснований для осуществления мониторинга процедуры закупки.

    Уведомление о начале мониторинга процедуры закупки не останавливает проведение процедур закупок, определенных Законом № 922 с учетом Особенностей № 1178.

    Срок осуществления мониторинга процедуры закупки не может превышать 15 рабочих дней со следующего рабочего дня со дня обнародования сообщения о начале мониторинга процедуры закупки в ЕС.

    В течение срока проведения мониторинга ответственное должностное лицо ГАСУ имеет право через ЕСЗ запрашивать у заказчика объяснения (информацию, документы) относительно принятых решений и/или совершенных действий или бездействия, которые являются предметом исследования в рамках мониторинга процедуры закупки. Все такие запросы о предоставлении объяснений автоматически обнародуются ЕС. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня обнародования такого запроса должен предоставить соответствующие пояснения (информацию, документы) через ЕС.

    Заказчик в рамках срока осуществления мониторинга закупки имеет право по собственной инициативе предоставлять объяснения по принятым решениям и/или совершенным действиям или бездействию, которые являются предметом исследования в рамках мониторинга закупки.

    По результатам мониторинга закупки, должностное лицо ГАСУ составляет и подписывает заключение о результатах мониторинга процедуры закупки (далее — заключение), что утверждается руководителем органа ГАСУ или его заместителем. Такой вывод подлежит обнародованию в ЕСЗ в течение трех рабочих дней со дня его составления.

    Порядок заключения и его содержание описан в части 7 статьи 8 Закона № 922.

    Заказчик имеет право в течение трех рабочих дней со дня обнародования заключения единовременно обратиться в ГАСУ за разъяснением содержания заключения и его обязательств, определенных в заключении.

    В течение пяти рабочих дней со дня обнародования ГАСУ заключения. заказчик обнародует через ЕС информацию и/или документы, свидетельствующие об устранении нарушений, изложенных в заключении, либо аргументированные возражения к заключению, либо информацию о причинах невозможности устранения выявленных нарушений.

    Обратите внимание, что ГАСУ должен конкретизировать, какие именно меры должен принять заказчик, определить способ устранения выявленных в ходе мониторинга нарушений, тогда вывод будет четким и определенным. При таких обстоятельствах Верховный Суд сочтет вывод ГАСУ правомерным и основания для его отмены судом отсутствуют. Похожую правовую позицию высказал ВС в постановлении от 15.02.2024 по делу №420/15232/22.

    В случае подтверждения ГАСУ факта устранения заказчиком нарушения, ГАСУ отмечает в ЕСЗ в течение пяти рабочих дней со дня обнародования заказчиком соответствующей информации в ЕСЗ, что должностное лицо заказчика и/или УО заказчика не привлекается к административной ответственности за нарушения, устраненные заказчиком соответственно к выводу.

    В случае несогласия заказчика с информацией, изложенной в заключении, он имеет право обжаловать заключение в суд в течение 10 рабочих дней со дня его обнародования, о чем говорится в ЕСЗ в течение следующего рабочего дня со дня обжалования заключения в суд. Заказчик отмечает в ЕС об открытии производства по делу в течение следующего рабочего дня со дня получения информации об открытии такого производства и номере такого производства (это видно из определения административного суда).

    Если заказчик не устранил определенное в заключении нарушение, а также заключение не обжаловано в суд, ГАСУ после окончания срока на обжалование в суд по результатам мониторинга совершает действия по привлечению к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере публичных закупок. Номер протокола указывается в ЕСЗ на следующий рабочий день со дня составления протокола, а также указываются дата и номер открытия производства по делу в течение следующего рабочего дня со дня получения информации об открытии такого производства.

    Следовательно, работникам заказчика следует избегать нарушений при закупке, или исправлять его, или сообщать ГАСУ, почему такое нарушение не может быть устранено.



    зміст

    Статичний блок для статей

    Останні новини

    Усі новини

    Гарячі запитання

    Усі питання і відповіді