Виды публичных закупок: как выбрать правильно во время военного положения
Каждый закупщик предстает перед выбором вида закупки. Рассмотрим, от чего отталкиваться на время военного положения и как поступить, чтобы закупить без нарушений.
Виды закупок по Особенностям
Особенности предусматривают четыре главных инструмента для закупщиков, чтобы приобрести товары, работы, услуги.
Это следующие виды закупок:
- процедура закупки открытых торгов;
- закупка через электронный каталог;
- заключение договора о закупке без применения ЕСЗ;
- упрощенная закупка по порядку, устанавливаемая Инструкцией о порядке использования электронной системы закупок в случае осуществления закупок стоимость которых меньше стоимости, установленной в особенностях осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены и остановки действия приказа ГП «ПРОЗОРРО» от 19.03.2019 № 10, утвержденное приказом ГП «Прозорро» от 20.10.2022 № 25 (далее — Инструкция №25).
Учтите, что заказчик не имеет права делить предмет закупки на части во избежание проведения процедуры закупки открытых торгов/использования электронного каталога, определенных Особенностями (п. 6 Особенностей).
- Учитывайте ключевые правила при выборе вида закупки.
- Не делите предмет закупки, чтобы избежать открытых торгов/электронного каталога.
- Во всех неопределенных/сомнительных ситуациях выбирайте процедуру закупки открытых торгов.
- Используйте электронный каталог для закупки простых однотипных товаров, не требующих сложных условий снабжения и эксплуатации.
- Заключайте прямой договор о закупке по пункту 13 Особенностей, если у вас есть качественное документальное обоснование.
Когда и какой вид закупки выбирать, разберем дальше подробно.
Открытые торги
Открытые торги – основная процедура закупки. Если не хотите ошибиться, выбирайте именно его.
Открытые торги предполагают конкурентную борьбу. Заказчик не должен их проводить, если отсутствует конкуренция. Однако даже если нет конкуренции и участник на рынке один, он может подать ТП и стать победителем процедуры закупки. Необходимо только, чтобы все документы его ТП отвечали требованиям тендерной документации (ТД).
Это изменяет подход к выбору вида закупки в ситуациях, когда заказчики не могут документально доказать отсутствие конкуренции.
Речь идет прежде всего о подпункте 5 пункта 13 Особенностей. Он позволяет заказчикам приобрести товары, услуги, работы, стоимость которых превышает установленные пределы, заключить договор о закупке и не применять открытые торги и/или электронный каталог, если работы, товары или услуги может выполнить, поставить или предоставить исключительно определенный субъект хозяйствования при отсутствии конкуренции по техническим причинам, которую должен документально подтвердить заказчик (пп. 5 п. 13 Особенностей).
Учитывайте, что применять определенные пунктом 13 Особенности основания, чтобы заключить прямой договор о закупке, — право заказчика, а не обязанность.
Когда принимаете решение, проводить открытые торги, учтите все «за» и «против». Если сомневаетесь в наличии документального обоснования, чтобы заключить прямой договор, отдавайте предпочтение открытым торгам.
Электронный каталог
Альтернативой процедуре закупки открытых торгов является электронный каталог. Заказчики могут использовать его вместо открытых торгов или параллельно с ними исключительно для закупки товаров.
Так, заказчики для закупки товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых составляет или превышает 100 тыс. грн, услуг по текущему ремонту, стоимость которых составляет или превышает 200 тыс. грн, работ, стоимость которых составляет или превышает 1, 5 млн грн:
- применяют открытые торги в порядке, определяемом Особенностями; и/или
- используют электронный каталог для закупки товара в соответствии с порядком, установленным постановлением КМУ «Об утверждении Порядка формирования и использования электронного каталога» от 14.09.2020 № 822 (далее — Порядок № 822), с учетом положений, определенных Особенностями (п. 10 Особенностей).
Конструкция слов и/или означает, что такие виды закупок можно применить параллельно и одновременно. Согласитесь, это удобно.
Ведь если заказчику выделили средства на закупку товара, он может объявить процедуру открытых торгов, а пока ее будет проводить, закупить какую-то часть нужного через электронный каталог.
Прямые договоры о закупке
Заказчик может не проводить открытые торги или не применять электронный каталог, чтобы заключить договор о закупке, в двух случаях.
1. Когда пределы ожидаемой стоимости закупки меньше, чем установленные Особенностями для проведения открытых торгов/применения электронного каталога. А именно:
для товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту) | < 100 тыс. грн |
для услуг по текущему ремонту | < 200 тыс. грн |
для работ | < 1,5 млн грн |
2. Когда есть основания заключить договор о закупке по пункту 13 Особенностей.
Каждый из этих случаев проанализируем подробно.
Первый случай
В этом случае заказчик может выбирать, как закупить:
- заключить прямой договор;
- применить электронный каталог;
- провести упрощенную закупку в соответствии с Инструкцией №25.
Выбор способа закупки в этом случае не следует обосновывать. Право закупить любым способом закрепляют за заказчиком нормы Особенностей
Заказчик всегда может заключить прямой договор о закупке, если знает, с кем это сделать. Если же заказчик не может найти нужного участника, то при закупке товаров он использует электронный каталог и найдет поставщика за рубежом. Кстати, для закупок до 100 тыс. грн такое возможно и для отдельных услуг, имеющихся в электронном каталоге.
Вместо этого закупить работы и услуги заказчик сможет у ЕСЗ по порядку упрощенной закупки, что предусматривает Инструкция № 25.
В любом случае, чтобы иметь право заключить договор, учитывайте ожидаемую стоимость годовой потребности заказчика в закупке.
Особенности позволяют производить закупку:
- на основании имеющейся потребности; или
- в случае плановой потребности в следующем году/плановых нужд последующих периодов (п. 14 Особенностей).
Поэтому у заказчика есть выбор проводить закупку в соответствии с фактически выделенными средствами или объемом потребности в год. Это касается и закупки по временной смете.
Для того чтобы не сомневаться в возможности заключать прямой договор о закупке товара или услугах, убедитесь, что на год заказчику выделили или планируют выделить на предмет закупки по четвертому знаку средства в сумме, не превышающей установленные стоимостные пределы
Этот совет используйте, если речь не идет о дополнительной необходимости. Если же возникла дополнительная необходимость провести закупку по предмету закупки, по которой заказчик уже производил закупку в текущем году, ожидаемую стоимость такого предмета закупки не прибавляйте к ожидаемой стоимости тождественного предмета закупки, закупку которого произвели. Выбирайте заново вид закупки такого предмета закупки с учетом стоящих границ, определенных Особенностями.
Второй случай
Другие правила действуют в случае, когда договор о закупке заказчик заключает по основаниям, определенным в пункте 13 Особенностей.
Формулировка пункта 13 Особенностей, что приобретение товаров, услуг и работ «может производиться» без применения открытых торгов и/или электронного каталога для закупки товара, говорит о праве заказчика так действовать. Следовательно, он отвечает за реализацию своего права.
К тому же, нормы Особенностей построены так, что почти во всех исключительных случаях, которые предусматривает пункт 13 Особенностей, можно сначала провести открытые торги.
Проиллюстрируем этот вывод на примере, когда заказчик применяет подпункт 4 пункта 13 Особенностей.
Не забывайте, когда заключаете договор о закупке в соответствии с пунктом 13 Особенностей, вместе с отчетом о договоре о закупке, заключенном без использования ЭСЗ, обнародовать:
- договор о закупке и приложениях к нему;
- обоснование основания для осуществления заказчиком закупки согласно настоящему пункту.