Как правильно закупать периодические издания

RU UA
Автор
експерт, адвокат Адвокатської фірми «Єфімов та партнери»
Быть на «гребне волны» и в теме последних событий заказчикам публичных закупок помогают, в частности, профессиональные периодические издания. А чтобы представители заказчика могли вдоволь насладиться закупленным товаром, а не «отбиваться» от обвинений в неправомерном приобретении таких товаров разъясним, как правильно закупать периодические издания.

 

 

Общественные отношения постоянно меняются. Новое приходит на смену старому. И что из немногих вещей остается неизменным - необходимость быть в курсе событий, открытий, достижений. Именно эти знания не одно столетие несут периодические издания и их важность для отдельных слоев общества не уменьшается.

Подписка профессиональных изданий на 2023 год: в плане какого года отражать

Заказчик в августе 2022 года оформляет подписку на профессиональные издания на 2023 год. Для такой закупки он утвердил годовой план закупок на 2023 год. Какое ориентировочное начало проведения процедуры закупки указывать — август 2022 года или январь 2023 года? Если в этом году будут другие приобретения на 2023 год, может ли заказчик утверждать изменения в годовой план?

Заказчик планирует закупки на основании имеющейся потребности в закупке товаров, работ и услуг. Планируемые закупки включает в себя годовой план закупок (далее — годовой план). Годовой план и изменения к нему бесплатно обнародует в ЕСЗ в течение пяти рабочих дней со дня утверждения годового плана и изменений к нему (ч. 1 ст. 4 Закона № 922).

Закупку заказчик производит в соответствии с годовым планом.

В связи с этим планирование закупок заказчики проводят непрерывно в течение года.

В Законе № 922 мы не находим запрета проводить закупки до вступления в силу закона о госбюджете на соответствующий год, утверждения сметы, плана использования бюджетных средств, финплана предприятия. Поэтому заказчик, обеспечивающий неотложные потребности в товарах, работах и ​​услугах в следующем году, может в конце текущего года начать закупку по соответствующему предмету закупки. Такую позицию Минэкономики по планированию закупок содержит письмо от 03.09.2020 №3304-04/54160-06.

Следовательно, в этой ситуации должны исходить из того, за счет каких средств заказчик будет производить оплату. Если оплата закупки предусмотрена с августа 2022 года, речь идет о расходовании средств по годовому плану 2022 года. Если же оплату начнут с января 2023 года, это уже средства годового плана 2023 года, в котором следует указывать начало процедуры август 2022 года.

Если у заказчика увеличится потребность в предмете закупки, информацию о котором он уже внес в годовой план 2023 года, заказчик сможет внести изменения в годовой план. В таком случае решение о внесении изменений в годовой план должно быть обоснованным, УЛ заказчика отражает его в протоколе и утверждает.

 

Как планировать закупку периодических изданий и какие КЭКР выбрать

В публичных закупках все начинается с годового плана. Именно в соответствии с ним и осуществляется закупка. 

Напомним, в соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Украины «О публичных закупках» (далее - Закон) в годовом плане должна содержаться, в частности следующая информация:

  • название предмета закупки с указанием кода по Единому закупочному словарю (в случае разделения на лоты такие сведения должны указываться в отношении каждого лота) и названия соответствующих классификаторов предмета закупки и частей предмета закупки (лотов) (при наличии);
  • размер бюджетного назначения и / или ожидаемая стоимость предмета закупки;
  • код экономической классификации расходов бюджета (для бюджетных средств).

Именно к заполнению этих сведений следует внимательно подойти, ведь, если потом тендерная документация/объявление будет содержать, например, другой код или предмет закупки, есть все риски не только обжалования процедуры закупки, но и признание заключенного договора недействительным.

Начнем с определения КЭКР.

Обратимся к Экономической классификации расходов бюджета, утвержденной Приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2011 № 11. А именно к коду 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». Ведь Минфин в своей Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета четко отметил, что под этим кодом возможные приобретения или подписка периодических, справочных, информационных изданий, в том числе электронных, приобретение и изготовление учебников и книг (см. П. 2.2.1).

 

 

 

 

 

Предмет закупки для периодических изданий

Напомним, что предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пунктам 21 и 34 части первой статьи 1 Закона и по показателю четвертой цифры Единого закупочного словаря.

Именно поэтому Ваш предмет закупки и указываться как «газеты», код 22210000-5.

Но Вам предоставлена ​​возможность (не обязанность) определить отдельные части предмета закупки (лота) по показателям четвертой-восьмой цифр. Например:

  • лот 1: Периодические специализированные издания, код 22211000-2;
  • лот 2: журналы, код 22213000-6.

Помните, если неверно определен предмет закупки, тот же тендер может быть отменен.

 

 

По какой процедуре можно закупить периодические издания

О чем еще важно вспомнить, то это о процедуре, по которой может осуществляться закупка.

Вспомним о процедурах Закона.

Отрытые торги. Статья 20 Закона называет эту процедуру основной. Поэтому и в нашем случае она допустима.

Торги с ограниченным участием. Они применяются в случае необходимости предварительной проверки квалификации участников путем проведения квалификационного отбора и если объявление о проведении торгов с ограниченным участием публикуется относительно ожидаемой стоимости закупки, что превышает сумму, эквивалентную:

  • для товаров и услуг — 133 тысячам евро;
  • для работ — 5150 тысячам евро.

Вряд  ли у заказчика возникнет необходимость в предварительной квалификации и желания закупить периодические издания на такие суммы. Поэтому такая процедура маловероятна.

Конкурентный диалог. Имеет место в случае невозможности определить необходимые технические, качественные характеристики (спецификации) работ или определить вид услуг и для принятия решения о закупке необходимо провести переговоры с участниками процедуры закупки. Как видим, такая процедура нас не касается.

Упрощенная процедура. Если стоимость закупки составляет 50 и более тыс. грн, однако она менее 200 тыс. грн для товаров (услуг), а работ – 1,5 млн. грн для большинства заказчиков, то именно ее и нужно выбрать.

Переговорная процедура закупки. Она является исключением. И применяется, в частности, если:

  • была дважды отменена процедура открытых торгов, в том числе частично (по лоту), из-за отсутствия достаточного количества тендерных предложений;
  • если товары могут быть поставлены или предоставлены исключительно определенным субъектом хозяйствования, например, если существует необходимость защиты прав интеллектуальной собственности.

Итак, на выбор процедуры закупки влияют различные факторы. Закупайте, в частности, любимые  профессиональные журналы цифрового издательства Експертус и всегда оставайтесь среди лидеров в своей профессии.