Упрощенные закупки — это вид закупок, который появился в результате нормативного урегулирования допороговых закупок в 2020 году. К главным признакам такой закупки относится несложный алгоритм проведения и минимальное количество документов, которые предоставляются участниками. И, соответственно, — возможность быстро приобрести нужные товары, работы или услуги.
Но, несмотря на то что упрощенные закупки уже больше года как стали доступными, заказчики до сих пор сталкиваются с определенными трудностями их проведения.
Как обосновать неприменение упрощенной закупки
Важно, чтобы в упрощенной закупке были правильно определены:
- предмет закупки;
- информация о его технических, качественных и других характеристиках;
- требования к участнику.
Требования к предмету закупки в упрощенной закупке
Законодателями была предусмотрена следующая норма по упрощенной закупке:
«В требованиях к предмету закупки, содержащих ссылку на конкретную торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя, заказчик может указать, какие аналоги и/или эквиваленты принимаются в предложениях участников« (ч. 4 ст. 14 Закона № 922).
Таким образом, заказчик имеет право указывать, какие аналоги и/или эквиваленты он готов рассмотреть в предложениях участников. Иными словами, речь идет не о требовании, как это происходит в конкурентных процедурах закупок.
Упрощенная закупка предоставляет возможность четко указывать, какой именно предмет нужно закупить. При этом важно, чтобы были соблюдены принципы закупок. Следует учитывать, что в объявлении о проведении упрощенной закупки и в требованиях к предмету закупки нужно избегать требований, которые бы ограничивали конкуренцию или дискриминировали участников.
В случае если конкретный предмет закупки могут предлагать несколько поставщиков — это не считается ограничением конкуренции. Однако иначе выглядит ситуация, в которой заказчик указывает марку/фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя, которые могут быть предложены ограниченным количеством участников.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Это повлечет отсутствие конкурентной борьбы в упрощенной закупке и, как следствие, нарушит принцип недискриминации участников и ровного отношения к ним.
Требования к предмету закупки в упрощенной процедуре устанавливаются в объявлении о проведении упрощенной закупки и могут указываться:
- в отдельных файлах, подгруженных к объявлению;
- в электронном формате – для этого разработаны отдельные поля в электронной системе закупок.
Требования к участникам в упрощенной закупке
Требования к участнику, аналогично как и к предмету закупок, следует устанавливать в объявлении. Что же касается обнародования объявления о проведении упрощенной закупки, то это следует делать не позднее, чем за 6 рабочих дней до конечного срока подачи предложений.
При определении требования к участникам упрощенной закупки не нужно:
- устанавливать квалификационные критерии по ст. 16 Закона № 922;
- соблюдать основания для отказа в участии в закупке по ст. 17 Закона № 922.
Заказчик имеет право самостоятельно сформировать требования к участникам. При этом некоторые из требований могут быть такими же, как и те, которые применяются для конкурентных процедур закупок в ст. 16 и 17 Закона № 922.
Министерство экономики Украины в письме от 05.05.2020 №3304-04/28729-06 не рекомендует прописывать в объявлении о проведении упрощенной закупки требования, которые могут усложнить подачу предложений. Связано это с тем, что упрощенные процедуры разработаны для обеспечения конкурентного отбора поставщика товара, поиска предоставителя услуг или исполнителя работ при минимальных усилиях и временных затратах для заказчика и непосредственных участников.