Обжалование процедуры закупки: как действовать участнику

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
Для отстаивания своих законных прав и интересов в процессе публичных закупок законодательством предусмотрен этап обжалования. А участникам нужно знать, как защитить себя. Как это сделать, рассмотрим в статье

Порядок обжалования публичных закупок

Обжалование процедуры открытых торгов происходит в порядке, определяемом статьей 18 Закона № 922 с учетом пунктов 55-67 Особенностей № 1178.

Обжалование производится путем подачи жалобы в АМКУ.

Участник может подать жалобу на:

  • условия тендерной документации;
  • принятые решения, действия или бездействия заказчика, состоявшиеся до истечения срока, установленного для представления тендерных предложений;
  • принятые решения, действия или бездействие заказчика, последовавшие за оценкой тендерных предложений участников;
  • решение об отмене открытых торгов;
  • изменения в тендерной документации.

Примите участие в профессиональном обучении

Оскарження процедури закупівлі: як діяти учаснику Зарегистрироваться

Далее АМКУ в срок, не превышающий двух рабочих дней с даты внесения жалобы в реестр жалоб, должен разместить в ЕСЗ:

  • решение о принятии жалобы к рассмотрению с указанием даты, времени и места рассмотрения жалобы; или
  • обоснованное решение об оставлении жалобы без рассмотрения.

В ЕСЗ автоматически обнародуются принятые органом обжалования решения и рассылаются уведомления субъекту обжалования и заказчику.

Схематически покажем процедуру обжалования для участника:

етапи оскарження закупівлі

Важно! Жалобы о заключенных договорах о закупке и их недействительности в соответствии с Законом № 922, с учетом этих особенностей, в т.ч. требования о возмещении ущерба субъекту обжалования в результате нарушения требований Закона с учетом этих особенностей, рассматриваются в судебном порядке.

Жалоба в АМКУ публичные закупки

Жалоба подается в АМКУ в форме электронного документа через электронную систему закупок (ЕСЗ). При этом жалобщику желательно заверить жалобу квалифицированной электронной подписью.

Согласно ч.5 ст.18 Закона № 922, жалоба должна содержать следующую информацию:

  1. наименование заказчика решения, действия или бездействие которого обжалуются;
  2. имя (наименование), место жительства (местонахождение) субъекта обжалования (участника, подающего жалобу);
  3. основания подачи жалобы, ссылки на нарушение процедуры закупки или принятые решения, действия или бездействие заказчика, фактические обстоятельства, подтверждающие это;
  4. обоснование наличия у субъекта обжалования нарушенных прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, противоречащих законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица;
  5. перечень документов (доказательств), подтверждающих наличие у субъекта обжалования нарушенных прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, противоречащих законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица, связанные с его участием в процедуре закупки, в случае если жалобы касаются тендерной документации и/или касаются принятых решений, действия или бездействия заказчика, состоявшихся до истечения срока, установленного для представления тендерных предложений;
  6. требования субъекта обжалования и обоснования.

При этом жалоба автоматически вносится в реестр жалоб только после ее оплаты. Тогда же формируется регистрационная карточка жалобы, которая вместе с жалобой автоматически обнародуется в ЕС.

Если участник хочет принять участие в рассмотрении его жалобы путем применения телекоммуникационных систем в интерактивном режиме реального времени, то вместе с жалобой должен подать соответствующее заявление.

Жалоба на тендерную документацию

Наиболее популярным основанием для обжалования условий тендерной документации дискриминационные требования. Приведем пример из судебной практики.

Судебное дело № 640/20841/21

В тендерной документации по техническим требованиям/характеристикам приведены требования, которые по своей сути, по мнению Верховного Суда, являются способом (методом) изготовления определенных элементов. При этом этот способ повторяет формулу полезной модели, патенты на которые принадлежат гражданину, являющемуся основателем участника.

Поэтому Верховный Суд указал, что наведение в тендерной документации способов изготовления составляющих предмета закупки, соответствующего запатентованному методу, который не может быть выполнен ни одним предприятием, кроме того, у которого имеется право на воспроизведение соответствующей полезной модели, свидетельствует о несоблюдении заказчиком публичных закупок требований о соблюдении принципа недискриминации участников, учитывая наличие в тендерной документации требований, ограничивающих конкуренцию.

Поэтому прежде чем оспаривать условия тендерной документации, участник должен убедиться, что такие требования действительно дискриминационны, а не призваны обезопасить заказчика от «горе поставщиков».

Жалоба подается в соответствии с порядком обжалования открытых торгов, приведенным выше.

Важно! Обязательно вместе с жалобой должны быть загружены документальные доказательства, подтверждающие, что заказчиком совершено нарушение законодательства. В частности, это могут быть приложения к тендерной документации, где установлены дискриминационные требования.

Жалоба на решение заказчика

Наиболее распространенным видом жалоб на решение заказчика являются жалобы об обязательстве заказчика отменить решение об отклонении тендерного предложения жалобщика и/или отменить решение о допущении к аукциону другого участника (или решение о признании такого участника победителем).

Судебное дело № 640/22104/21

Участник подал жалобу на решение заказчика в АМКУ из-за безосновательного отклонения заказчиком его тендерного предложения.

Заказчик определил победителем процедуры закупки участника-1, с которым решено заключить договор.

Участник-2 не согласился с решением отклонить его предложение и определить победителем участника-1.

По результатам рассмотрения указанной жалобы, АМКУ обязало заказчика отменить решение об определении участника-1 победителем процедуры закупки. Так, АМКУ установил, что тендерное предложение участника-1 не отвечало условиям технической спецификации и другим требованиям по предмету закупки тендерной документации, что должно быть основанием для отклонения заказчиком его тендерного предложения.

В частности, согласно требованиям тендерной документации, для подтверждения соответствия предложенных работ условиям тендерной документации участники процедуры закупки должны были предоставить в составе тендерного предложения расчеты с печатью (в случае наличия) и подписями участника, сертифицированного инженера-проектировщика в составе: договорной цены на выполнение проекта -изыскательские работы; сводной сметы на проектные и изыскательские работы; смет по форме № 2-П и/или по форме № 3-П; календарного плана выполнения проектных работ.

Однако предоставленный участником-1 календарный план не был заверен сертифицированным инженером-проектировщиком, что является основанием для отклонения тендерного предложения на основании п.2 ч.1 ст.31 Закона № 922, чего заказчиком совершено не было.

Кроме этого, заказчик не разместил уведомление с требованием об устранении несоответствий в документах, представленных участником-1 в тендерном предложении.

Также АМКУ установил, что в приложении к тендерной документации требуется предоставление справок, которые должны свидетельствовать о том, что участник имеет работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт. В частности, требуется обязательное наличие у участника работников соответствующей квалификации с соответствующими квалификационными сертификатами не ниже СС2 относительно: - обеспечения безопасности жизни и здоровья человека, защиты окружающей природной среды – 1 человек; - выполнение инженерных изысканий – 1 человек.

При этом тендерное предложение участника-1 содержало квалификационные сертификаты инженеров-проектировщиков, но они не содержали информации о классе последствий не ниже СС2. В свою очередь заказчик не установил указанные несоответствия и не предоставил соответствующему участнику возможности их исправить.

Решение АМКУ заказчиком выполнено путем отмены своего решения об определении победителем процедуры закупки участника-1 и возвращена процедура закупки на стадию определения ее победителя.

Согласно решению заказчика, победителем процедуры закупки повторно определен участник-1 и решено заключить с ним договор. Участник-2 снова обратился в АМКУ, по результатам рассмотрения его жалобы АМКУ принял решение которым частично удовлетворена жалоба и обязано заказчику отменить решение об определении участника-1 победителем процедуры закупки.

Проанализировав законодательство, условия тендерной документации и тендерных предложений, Верховный Суд пришел к выводу, что АМКУ действовал законным и правомерным способом, в отличие от заказчика.

Следовательно, если участники считают, что их тендерные предложения отклонены безосновательно и неправомерно признан победитель, они могут обжаловать такое решение заказчика в АМКУ.

Плата за обжалование процедуры закупки

За подачу жалобы в орган обжалования взимается плата через электронную систему закупок.

Размер уплаты за подачу жалобы, согласно предписаниям ч. 7 ст. 18 Закона №922, установленный Постановлением КМУ от 22.04.2020 года №292.

В соответствии с п.п.1 п. 1 указанного постановления установлено, что при подаче жалобы в АМКУ, в случае обжалования: тендерной документации; принятых решений, действия или бездействия состоявшихся заказчика: до истечения срока, установленного для представления тендерных предложений, взимается плата в размере 0,3% ожидаемой стоимости предмета закупки или его части (лота) в случае обжалования только части предмета закупки (лота), но не менее 2 тыс. грн. и не более 85 тыс. грн.

Оскарження процедури закупівлі: як діяти учаснику

Согласно пп.2 и 3 п.1 постановления стоимость обращения составляет 2 тыс. гривен - в случае обжалования:

  • тендерной документации по условиям проведения закупок в соответствии с Законом Украины «О введении новых инвестиционных возможностей, гарантировании прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации» (далее – Закона № 327);
  • решений, действий или бездействия заказчика, состоявшихся до проведения электронного аукциона в электронной системе закупок в соответствии с Законом №327.

А согласно пп.4 п.1 постановления, взимается плата в размере 0,6 процента ожидаемой стоимости предмета закупки или его части (лота) в случае обжалования такой части предмета закупки (лота) или цены энергосервисного договора, указанной субъектом обжалования в тендерном предложении в соответствии с Законом № 327, но не менее 3 тыс. грн и не более 170 тыс. грн в случае обжалования принятых решений, действий или бездействия состоявшихся заказчика:

  • после оценки тендерных предложений;
  • после рассмотрения тендерных предложений в соответствии со ст.29 Закона №922;
  • после обнародования в ЕСЗ уведомления о намерении заключить договор о закупке.

Важно! Размер платы рассчитывается автоматически электронной системой закупок и округляется до 10 грн.

В случае когда АМКУ по результатам рассмотрения жалобы принимает решение об удовлетворении или частичном удовлетворении такой жалобы, оставляет ее без рассмотрения в случае, если заказчиком в соответствии с Законом № 922, с учетом этих Особенностей № 1178 устранены нарушения, указанные в жалобе, или принимает решение о прекращение рассмотрения жалобы в случае, если заказчиком соответственно законодательства устранены нарушения, указанные в жалобе, плата за подачу жалобы возвращается субъекту обжалования, а в других случаях – перечисляется в Государственный бюджет Украины.

Срок обжалования процедуры закупки

Сроки по обжалованию процедуры закупки установлены в пункте 59 особенностей № 1178.
Скачайте таблицу, чтобы не растеряться в сроках для обжалования процедуры закупки и подать жалобу в АМКУ.

Что обжалуем

В какой срок

Условия тендерной документации

с момента обнародования объявления о проведении открытых торгов, но не позднее чем за три дня до окончательного срока подачи тендерных предложений, установленного до внесения изменений в тендерную документацию

Принятые решения, действия или бездействия заказчика, состоявшиеся до истечения срока, установленного для представления тендерных предложений

в течение четырех дней с даты, когда субъект обжалования узнал или должен был узнать о нарушении своих прав вследствие решения, действия или бездействия заказчика, но не позднее чем за три дня до установленного к моменту принятия такого решения, действия или бездействия заказчика конечного срока представления тендерных предложений

Принятые решения, действия или бездействие заказчика, последовавшие за оценкой тендерных предложений участников

в течение пяти дней с даты, когда субъект обжалования узнал или должен был узнать о нарушении своих прав вследствие решения, действия или бездействия заказчика, но до дня заключения договора о закупке

Решение об отмене открытых торгов

в течение 10 дней с даты обнародования заказчиком решения об отмене открытых торгов, в т.ч. частично (за лотом)

Изменения в тендерную документацию

по истечении установленного для подачи жалоб на тендерную документацию срока. В течение пяти дней с момента обнародования таких изменений на веб-портале Уполномоченного органа, но не позднее чем за три дня до даты, установленной для представления тендерных предложений, установленных при внесении таких изменений



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді