В ст. 5 новой редакции Закона Украины «О публичных закупках» сказано, что закупки следует проводить по определенным принципам, один из которых — недискриминация участников и непредвзятое отношение к ним. В случае необоснованного/предвзятого отношения со стороны заказчика участники тендера могут отстаивать свои права и законные интересы. Например, обращаться с жалобой в Постоянно действующую административную коллегию АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок (далее — Коллегия АМКУ).
Что именно могут обжаловать участники?
В Коллегию АМКУ они обжалуют:
решения, действия или бездействие со стороны заказчика, причем на разных этапах тендера — как до конечного срока подачи тендерных предложений, так и после оценки и рассмотрения предложений участников.
Напомним, что с 19.04.2020 г. действует новая редакция Закона о публичных закупках. С этого дня участники имеют право подать жалобу на отмену тендера.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Сроки выполнения решения АМКУ
Согласно Закону о публичных закупках у заказчика есть 30 дней на выполнение решения Коллегии АМКУ. Срок исчисляется от дня принятия решения Коллегией.
А если заказчик не согласен с доводами и выводами Коллегии АМКУ? В течение 30 дней с момента публикации решения в ЭСЗ он имеет возможность обжаловать его, обратившись в окружной административный суд, территориальная юрисдикция которого распространяется на Киев.
Таким образом, если вы не планируете обжаловать решение Коллегии АМКУ, обязательно должны позаботиться о его выполнении в течение 30 дней с момента принятия.
Последствия невыполнения решения АМКУ
В случае невыполнения принятого и необжалованного решения Коллегии АМКУ руководитель заказчика привлекается к административной ответственности. Это штраф на сумму от 34 до 85 тысяч гривен.
Закон о публичных закупках детально объясняет процесс подачи жалобы для участника тендера. Но он не содержит указаний для заказчика, который планирует выполнить решение Коллегии АМКУ по результатам рассмотрения жалобы.
Предлагаем рассмотреть данный вопрос на примере площадки «Госзакупки.Онлайн». Пошагово покажем, как правильно выполнить принятое Коллегией АМКУ решения с учетом всех требований закона.
Алгоритм выполнения решения на площадке
Давайте представим ситуацию. Участник процедуры закупки решил обжаловать положения тендерной документации в Коллегии АМКУ в период подачи предложений. После рассмотрения жалобы Коллегия АМКУ пришла к выводу, что заказчик должен внести изменения в тендерную документацию.
Чтобы выполнить решение Коллегии АМКУ и внести изменения в тендерную документацию, руководствуйтесь следующим алгоритмом:
1. Ознакомление с решением Коллегии АМКУ
На этом этапе необходимо подготовить обновленную тендерную документацию.
2. Внесение изменений в тендерную документацию
После подготовки обновленной тендерной документации нужно:
- открыть закупку;
- нажать кнопку Редактировать;
- в разделе «Тендерная документация» найти стрелку по кругу Загрузить обновленную версию и нажать на нее;
- указать сведения в полях Тип документа, Уровень документа;
- надпись «Документ не загружен в ЦБД» значит, что файл прикреплен, и погрузится после сохранения данных;
- прикрепить отдельным файлом документ с перечнем изменений, нажав кнопку Приложить файл документации;
- обновить ход тендера, выполнив требования абзаца 4 п. 2 ст. 24 Закона о публичных закупках;
- продлить срок подачи тендерных предложений как минимум на 7 дней;
- опубликовать разъяснения по содержанию тендерной документации в ЭСЗ.
3. Продление срока подачи тендерных предложений
На данном этапе необходимо:
- выбрать в календаре нужную дату и нажать Сохранить;
- наложить электронную подпись на условия объявления.
4. Написание ответа на решение Коллегии АМКУ
Не забывайте отчитаться о выполнении решения Коллегии АМКУ:
- открыть вкладку Требования/жалобы;
- после отражения информации по жалобе выбрать пункт Дать ответ;
- прописать Комментарий по решению по жалобе.
- Внимание! Такой ответ должен содержать не менее 30 символов;
- в случае необходимости выбрать пункт Прикрепить документ;
- нажать Опубликовать.
Вот теперь вы выполнили решение Коллегии АМКУ, обнародовали всю необходимую информацию в электронной системе закупок и можете быть уверенными в том, что вам не грозят никакие штрафы.