Текущий ремонт дорог: предмет закупки и наставления для заказчиков

RU UA
Заказчикам сложно найти информацию о закупке текущего ремонта дорог. Поэтому мы собрали ключевые аспекты в одной статье. Что будет предметом закупки? Какими законодательными актами руководствоваться, когда закупаете текущий ремонт дорог? На что обратить внимание, чтобы не допустить ошибки при закупке ремонта дорог?

Текущий ремонт дорог — это достаточно необычный предмет закупки. Его особенности — это вопрос лишь отдельных заказчиков. Именно поэтому методические материалы по этому поводу встречаются крайне редко, а вопросов появляется все больше. Разберем каждый из них.

Какими законодательными актами руководствоваться, когда закупаете текущий ремонт дорог

В соответствии с Законом Украины «Об автомобильных дорогах», автомобильная дорога — это линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств.

Напомним, что согласно Порядку определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708, и при закупке работ, и при закупке услуг текущего ремонта, связанных с дорогами, заказчикам необходимо применять терминологию отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечни работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 23.08.2011 № 301 (далее — ГБН Г.1-218-182:2011).

С 01.01.2022 вступил в силу ДСТУ 8747:2017 «Автомобильные дороги. Виды и перечни работ по ремонтам и эксплуатационному содержанию» (далее — ДСТУ 8747), который устанавливает такие виды ремонтов как капитальный и текущий и не предусматривает текущего среднего ремонта. В то же время действуют ГБН Г.1-218-182:2011.

Приказ Мининфраструктуры от 02.05.2022 № 273 утверждает Правила определения стоимости строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.

Дополнительные работы или услуги по текущему ремонту: на что обращать внимание

Обязательное применение этих правил, а также методики определения стоимости дорожных работ и услуг необходимо, когда определяете стоимость дорожных работ и услуг, финансируемых за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии.

Методики определения стоимости дорожных работ и услуг по определению стоимости нового строительства, реконструкции, ремонтов и эксплуатационного содержания автомобильных дорог общего пользования утверждает приказ Мининфраструктуры от 07.10.2022 № 753.

Как определить предмет закупки текущего ремонта дорог

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 1 Закона № 922, текущий ремонт относится к понятию услуг. 

При закупке услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется, в частности, по каждому отдельному линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры.

Линейный объект инженерно-транспортной инфраструктуры — наземные, надземные или подземные линейные объекты для передвижения людей, транспортных средств, грузов, перемещения жидких и газообразных продуктов, передачи электроэнергии.

Таким образом, текущий ремонт дорог — это услуги, и предмет закупки определяется по каждому отдельному линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры, которым в нашем случае является дорога.

 

💡 ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЕРВИСОМ

Минэкономики в информационном письме от 25.11.16 № 3302-01/38216-06 отметило: «если услуги по текущему ремонту проводятся по каждому отдельному линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры, их закупку заказчик осуществляет, руководствуясь стоимостными пределами для каждого отдельного линейного объекта инженерно-транспортной инфраструктуры».

Закон Украины «Об автомобильных дорогах» определяет, что улица - это автомобильная дорога, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, прокладки наземных и подземных инженерных сетей в пределах населенных пунктов.

Обратите внимание! Не следует делить улицу на части, когда определяете предмет закупки текущего ремонта дороги на этой улице, поскольку вся улица является линейным объектом инженерно-транспортной инфраструктуры.

Общий принцип определения предмета закупки текущего ремонта основывается на наличии сметы или сметного расчета (объектная смета или объектный сметный расчет), что является основанием для определения предмета закупки.

Минэкономики в информационном письме отмечает, что каждый из составляющей понятия объекта может быть отдельным предметом закупки при наличии по нему отдельного проекта и сметы или сметного расчета (объектная смета или объектный сметный расчет).

Однако, в случае осуществления закупки услуг текущего ремонта дорог, заказчик должен учитывать, что вся улица является единым линейным объектом и, даже при наличии нескольких смет по ремонту этой улицы, заказчик должен исходить из общего объема потребности в услугах по текущему ремонту дороги.

Например, в судебном решении, Дело 906/138/19, указано: «два договора подряда по капитальному ремонту дорог предусматривают идентичные по своему содержанию работы, осуществляемые в отношении частей одного и того же линейного объекта инженерно-транспортной инфраструктуры, проектная документации по которым разрабатывалась той же проектной организацией, заключенные с тем же подрядчиком с интервалом в двадцать дней, что дает основания для вывода об искусственном разделении одного объекта инфраструктуры на две части.

Таким образом, учитывая, что предмет обоих договоров подряда является идентичным и предусматривает выполнение одинаковых ремонтных работ на разных частях одного и того же объекта инфраструктуры, коллегия судей считает установленным, что указанными договорами документально оформлено единое существующее между их сторонами правоотношение».

Следовательно, вид закупки необходимо определять, учитывая предмет закупки по отдельному линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры в целом, то есть учитывая необходимый объем текущего ремонта автомобильной дороги или улицы.

Наталія Заєць консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук, Київ
Скористайтеся покроковою інструкцією, щоб провести закупівлю в електронному каталозі із застосуванням запиту пропозицій постачальників за оновленими вимогами Особливостей та Порядку № 822

Кто будет заказчиком такой закупки 

Особенности № 1178 устанавливают, что закупки осуществляются путем применения открытых торгов в порядке, определенном этими особенностями, для услуг по текущему ремонту, стоимость которых составляет или превышает 200 тыс. гривен.

Однако, автомобильные дороги имеют свои особенности, поскольку их разделяют на:

  • автомобильные дороги общего пользования;

  • улицы и дороги городов и других населенных пунктов;

  • ведомственные (технологические) автомобильные дороги;

  • автомобильные дороги на частных территориях.

При условии такого разделения на виды дорог, особенность их текущего ремонта заключается в том, кто будет заказчиком закупки.

Автомобильные дороги общего пользования делятся на автомобильные дороги государственного и местного значения. Автомобильные дороги местного значения делятся на областные и районные.

Органы, осуществляющие управление автомобильными дорогами общего пользования, это Мининфраструктуры и Укравтодор, а также Совет министров Автономной Республики Крым, областные и Севастопольская городская государственные администрации.

Стоимость строительства, реконструкции, ремонтов автомобильных дорог общего пользования условно распределяется на непосредственные и сопутствующие расходы.

К непосредственным расходам относятся средства, которые расходуются на сооружение (ремонт) дорог общего пользования, проектные и изыскательские работы.

К сопутствующим расходам относятся средства, необходимые для строительства, реконструкции, ремонтов автомобильных дорог общего пользования в целом, в частности:

  • подготовка территории строительства;

  • возведение и разборка титульных временных зданий и сооружений;

  • дополнительные расходы при выполнении строительных работ в зимний и летний периоды;

  • средства на перевозку работников строительных организаций автомобильным транспортом;

  • средства на командировку работников строительных организаций на объект строительства;

  • средства на перебазирование строительных организаций или их структурных производственных подразделений;

  • расходы на проведение научно-технического сопровождения;

  • аудит безопасности автомобильных дорог;

  • авторский надзор;

  • содержание службы заказчика, осуществление технического надзора, предоставление услуг инженера-консультанта;

  • подготовка эксплуатационных кадров;

  • другие работы и расходы.

Отклонение ТП, если есть основания по пункту 44 Особенностей

Стоимость дорожных работ и услуг, которая определяется на стадии проектирования, используется для планирования капитальных вложений, финансирования дорожных работ и услуг, определения ожидаемой стоимости предмета закупки.

Во всех договорах о закупке дорожных работ и услуг применяется твердая смета (договорная цена) по укрупненным показателям стоимости работ.

Чтобы определить цену тендерных предложений, заказчик предоставляет ведомость объемов работ (BoQ) без цен, чертежи (при наличии) и техническую спецификацию с указанием технических и качественных характеристик предмета закупки, требований к качеству материалов. По решению заказчика ведомость объемов работ может быть составлена по международной системе измерения дорожных работ и услуг.

Улицы и дороги городов, а также других населенных пунктов находятся в ведении ОМС и являются коммунальной собственностью. Они осуществляют управление функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов.

Таким образом, текущий ремонт будет осуществлять заказчик, к ведению которого относится дорога и соответственно в пределах его ведения, то есть в той части дороги, за которую он отвечает.

Также, заказчикам стоит учитывать, что именно является составляющими каждого вида автомобильной дороги.

Например, объекты дорожного сервиса не являются составными частями автомобильной дороги общего пользования, кроме случаев, если заказчиком их строительства или размещения в пределах полосы отвода автомобильных дорог общего пользования является владелец или орган управления этих автомобильных дорог общего пользования.

Составляющие каждого вида автомобильной дороги регламентирует Закон Украины «Об автомобильных дорогах».

Вебінар від журналу Держзакупівлі

Запис вебінару про закупівлю ліків в е-каталозі

 



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді