Прямой договор о закупке с учетом Особенностей
Прямой договор о закупке – это привычное для заказчиков понятие. Его нет в определениях Закона, но это тот же хозяйственный договор, заключаемый между заказчиком и поставщиком товаров/поставщиком услуг/исполнителем работ при условии, что не проводилась процедура закупки. Заказчик и поставщик определили и согласовали условия такого договора на переговорах, которые могут быть и в телефонном режиме, и путем переписки, и путем встречи.
В Особенностях осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденных Постановлением КМУ № 19.10.2022 1178 (далее – Особенности № 1178) такие договоры охарактеризованы как договор о закупке, заключенный без применения электронной системы закупок.
Для некоторых таких договоров предусмотрено применение требований законодательства по закупочным договорам, а для других только требования ХКУ и ГКУ.
По условиям Особенностей № 1178 прямые договоры, заключаемые заказчиками, можем разделить на две категории:
- если стоимость меньше установленных пределов для проведения открытых торгов;
- если есть отдельные основания, определенные в пункте 13 Особенностей.
Для обеих категорий предусмотрено внесение информации о такой закупке в годовой план и, в отдельных случаях, обнародование отчета о договоре о закупке, заключенное без использования электронной системы закупок
Прямой договор до 50 тысяч
Если заказчик осуществляет закупку до 50 тыс. грн, то должен внести ее в годовой план закупок. Для такой закупки это все требования, предусмотренные Особенностями №1178.
Ведь пункт 11 Особенностей № 1178 устанавливает, что в случае осуществления закупки, стоимость которой меньше 50 тыс. гривен, без использования электронной системы закупок заказчик не обнародует в электронной системе закупок отчет о договоре о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок.
Прямой договор до 100 тысяч
Для закупок товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых меньше 100 тыс. грн, услуг по текущему ремонту, стоимость которых меньше 200 тыс. грн, работ, стоимость которых меньше 1,5 млн грн , заказчики могут использовать ЕСЗ в соответствии с условиями, определенными администратором ЕСЗ, в частности, электронный каталог для закупки товаров (п. 11 Особенностей № 1178).
То есть использовать ЕС для таких закупок — право заказчика, которым он может воспользоваться. Если вы решили таким правом воспользоваться, можете:
- применить электронный каталог для закупки товаров согласно Порядку формирования и использования электронного каталога, утвержденного постановлением КМУ от 14.09.2020 № 822; или
- провести упрощенную закупку в соответствии с Инструкцией о порядке использования ЕСЗ в случае осуществления закупок стоимость которых меньше стоимости, установленной в особенностях осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены и остановки действия приказа ГП «ПРОЗОРРО» от 19.03.2019 № 10 (с изменениями), утвержденного приказом ГП «Прозорро» от 20.10.2022 № 25.
В противном случае можете заключить прямой договор о закупке без использования ЭСЗ.
Учтите, что в случае таких закупок без использования ЕС обязательно следует соблюдать принципы публичных закупок.
Учитывайте и запрет делить предмет закупки на части во избежание проведения процедуры закупки открытые торги/использование е-каталога для закупки товара (п. 6 Особенностей № 1178).
Следовательно, рассчитывайте потребность для закупки по прямому договору:
- в 2024 году с учетом потребности, оставшейся до конца года;
- на 2025 год, учитывая потребность на весь год.
Впрочем, если такая потребность превышает 100 тыс. грн для товаров и услуг (кроме текущего ремонта) и 1,5 млн для работ, обязательно применяйте процедуру открытых торгов или электронный каталог.
Перевірте себе, щоб виявити теми, які потрібно вдосконалити
Прямой договор до 200 тысяч
Когда речь идет о прямом договоре до 200 тысяч, речь идет о закупке услуг по текущему ремонту. Ведь именно для этого предмета закупки выделен такой стоящий предел.
В пункте 10 Особенностей № 1178 указано, что услуги по текущему ремонту предмет закупки которых определяется в соответствии с пунктом 3 раздела II Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономики от 15 апреля 2020 г. № 708.
Напомним, во время осуществления закупки услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется по каждому отдельному дому, зданию, сооружению, линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры согласно терминологии государственных строительных норм ДБН А.2.2-3:2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденных приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 04 июня 2014 г. № 163, и/или отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечни работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 23 августа 2011 № 301.
Именно для таких закупок прямой договор может заключаться до 200 тыс. грн.
Прямой договор по пункту 13 Особенностей
Заказчики могут приобретать товары и услуги (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых составляет или превышает 100 тыс. грн, услуги по текущему ремонту, стоимость которых составляет или превышает 200 тыс. грн, работы, стоимость которых составляет или превышает 1,5 млн. грн, без применения открытых торгов и/или е-каталога для закупки товара, если есть основания, определенные в пункте 13 Особенностей.
Так что в этих случаях заказчик может заключить с участником прямой договор.
Когда вы принимаете решение о заключении такого договора, поработайте над обоснованием основания для этого. В большинстве из перечисленных в пункте 13 случаев обусловлено наличие документального подтверждения. Однако оно уместно для любого из оснований, которое собираетесь применить, чтобы заключить прямой договор.
Обратите внимание, что к основаниям приведенным в пункте 13 для возможности заключения прямых соглашений периодически вносятся изменения и следите за их актуальностью.
Учитывайте, что запрет на приобретение открытых торгов/использования е-каталога до/без проведения процедуры закупки и заключать договоры о закупке, предусматривающих оплату до/без проведения процедуры закупки открытых торгов/использования е-каталога, не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 9 и 13 Особенностей №1178.
Впрочем, применяя основания пункта 13 Особенностей №1178, заказчики должны обнародовать в электронной системе закупок отчет о договоре о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок в течение 10 рабочих дней.
Исключением являются подпункты 15, 17 и 18 настоящего пункта. В случае их применения заказчик может публиковать договор о закупке и/или приложения к нему.
Во всех других случаях вместе с отчетом обнародуется договор о закупке и приложениях к нему, а также обоснование основания для осуществления заказчиком закупки в соответствии с настоящим пунктом.
Обоснование должно быть в виде распорядительного решения заказчика или иного документа готовится уполномоченным лицом или другим должностным (должностным) лицом заказчика и соглашается (утверждается) руководителем заказчика или другим лицом, определенным руководителем заказчика.
В соответствии с Информационным письмом Минэкономики № 3323-04_50098-06 от 19.09.2023 документ, содержащий обоснование, может быть подготовлен как уполномоченным лицом, так и другим лицом заказчика, например, представителем структурного подразделения, являющегося инициатором такой закупки и т.п. К тому же такой документ должен быть согласован или утвержден руководителем или лицом, определенным руководителем для совершения соответствующих действий.
Содержание обоснования определяется заказчиком самостоятельно и может содержать, в частности, ссылки на законодательство, нормативные акты, условия или обстоятельства, причины, возникающие у заказчика относительно необходимости закупки таким образом и т.п.
Отдельно следует отметить, что Правила организации делопроизводства и архивного хранения документов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденные приказом Министерства юстиции Украины от 18.06.2015 № 1000/5 (с изменениями) (далее – приказ № 1000/5). Эти правила устанавливают единые требования по созданию управленческих документов и работе со служебными документами, а также порядок их архивного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.
Учитывайте требование пункта 17 Особенностей № 1178. Он предусматривает, что договор о закупке по результатам проведенной закупки по пунктам 10 и 13 Особенностей заключают в соответствии с Гражданским и Хозяйственным кодексом с учетом положений статьи 41 Закона № 922 (кроме частей 2–5, 7 - 9 статьи 41 Закона) и Особенностей №1178.
Отчет о выполнении договора о закупке, заключенного в соответствии с пунктом 13 Особенностей № 1178, заказчик не обнародует в электронной системе закупок.