Чтобы заказчики могли закупать быстрее, КМУ утвердил Постановление № 1178 и принял им Особенности закупок в военное и послевоенное время. Несмотря на это, по новым нормам закупки остаются конкурентными, а закупочный процесс прозрачным. Объясняем, что нужно помнить прежде всего
Теперь заказчики, обязанные проводить публичные закупки товаров, работ и услуг в соответствии с
Законом № 922, проводят их в соответствии с Законом с учетом
Особенностей, утвердившихся КМУ постановлением от 12.10.2022 № 1178 (далее —
Постановление № 1178).
Прежде всего, следует осознать, что
Закон № 922 действует и лишь отдельные его положения корректирует
Постановление № 1178. Однако именно такой порядок закупок, который определяют
Особенности 1178, является основным для заказчиков, и отступать от него нельзя.
Почему следует применять конкурентные закупки даже в условиях военного положения
Принимайте во внимание прежде всего общие условия, которые предусматривает
Постановление 1178.
Общие условия закупок согласно Постановлению № 1178
1. Запрещается не применять определенные
виды закупок. Заказчикам запрещено:
- приобретать товары, работы и услуги до/без проведения процедуры закупки открытых торгов, определенной Особенностями/использование е-каталога, в случае закупки товара;
- заключать договоры о закупке, предусматривающие оплату до/без проведения открытых торгов/использование е-каталога (кроме частных случаев).
2. Запрещено
разделение предмета закупки. Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части во избежание проведения открытых торгов/использования е-каталога.
3. Продолжают действовать исключения, в которых можно не применять
Закон № 922. Все исключения по неприменению
Закона № 922 и особенности отдельных закупок, определенных в статье 3
Закона № 922, остаются прежними.
Читайте подробнее: Как работают исключения для закупки без Закона после принятия Особенностей
4. Действуют требования о локализации в закупках. Локализацию следует применять в том же порядке, что предусматривает Закон № 922, в частности — пункт 6-1 раздела Х «Заключительные и переходные положения» Закона № 922. Учтите, что изменения в Постановление № 1178 добавили еще один случай, когда заказчики не применяют эту норму в своих закупках.
Обратите внимание на консультации:
Планирование закупок по Особенностям № 1178
Закупку по Особенностям заказчик производит:
- на основании имеющейся потребности; или
- в случае плановой потребности в следующем году (плановых потребностей последующих периодов).
Стоимостные пределы закупок
Заказчики для закупки применяют открытые торы и/или е-каталог (для товара) по
Особенностям, если стоимость:
- для товаров и услуг (кроме услуг текущего ремонта) ≥ 100 тыс. грн;
- для услуг по текущему ремонту ≥ 200 тыс. грн;
- для работ ≥ 1,5 млн. грн.
Если стоимость закупки меньше, заказчики закупают:
- в ЕСЗ в соответствии с условиями, которые определил администратор, в частности, е-каталог;
- путем заключения прямых договоров с обязательной отчетностью в ЕСЗ об их заключении.
Закупки через е-каталог
Закупки в е-каталоге проходят в соответствии с Порядком формирования и использования электронного каталога, утвержденным постановлением КМУ 14.09.2020 № 822 (далее —
Порядок № 822). Однако если заказчик для закупки товаров применяет е-каталог, он действует в соответствии с
Порядком № 822 и учитывает положения
Особенностей.
Отбор поставщика путем запроса цены предложений заказчик проводят, если стоимость закупки составляет или превышает 100 тыс. грн.
Если закупка в е-каталоге не состоялась или профиль товара содержит только одно предложение поставщика, заказчик производит следующую закупку:c
- посредством открытых торгов в порядке, определенном Особенностями;
- повторно по запросу цены предложения поставщика в е-каталоге.
Порядок заключения договора о закупке
Решение о намерении заключить договор о закупке заказчик принимает самостоятельно в порядке, предусмотренном статьей 33
Закона № 922 и пунктом 46
Особенностей.
Уведомление о намерении заключить договор о закупке (далее — Уведомление) ЕСЗ формирует автоматически в течение одного дня со дня, когда заказчик обнародовал решение об определении победителя процедуры закупки в ЕСЗ.
Учтите: сроки для заключения договора о закупке теперь короче.
Договор о закупке нельзя заключать раньше, чем через пять дней с даты, когда обнародованное в ЕСЗ уведомление, чтобы обеспечить право на обжалование решений заказчика в орган обжалования.
Если после обнародования в ЕСЗ сообщение в орган обжалования подали жалобу, срок для заключения договора о закупке останавливают.
Максимальный предельный срок, чтобы заключить договор о закупке по
Особенностям, также меньше. С участником, признанным победителем процедуры закупки, договор заключают не позднее чем через 15 дней с даты принятия решения о намерении заключить договор о закупке.
Действуют также другие не менее важные условия:
- заключить договор можно только в течение срока действия предложения такого участника,
- договор заключают в соответствии с требованиями тендерной документации (ТД) и тендерным предложением (ТП) победителя процедуры закупки.
Срок для заключения договора заказчик может продлить до 60 дней, если есть обоснованная необходимость.
Читайте подробно на портале: В каких случаях сегодня можно заключать прямой договор согласно Особенностям
Контроль в сфере публичных закупок во время войны
Государственное регулирование, контроль в сфере публичных закупок, общественный контроль и дальше подчиняются порядку, установленному в
Законе № 922.
Однако данные автоматических индикаторов рисков будут применяться с учетом
Особенностей.
Мониторинг открытых торгов Госаудитслужба и ее межрегиональные терорганы будут проводить в соответствии со статьей 8
Закона № 922. Учитывая стоимостные границы, устанавливаемые
Особенностями открытых торгов, мониторинг будут проводить для закупок с ожидаемой стоимостью от 100 тыс. грн.
Статьи по теме: