Что изменило в закупках Постановление № 1178: основные акценты

RU UA
Чтобы заказчики могли закупать быстрее, КМУ утвердил Постановление № 1178 и принял им Особенности закупок в военное и послевоенное время. Несмотря на это, по новым нормам закупки остаются конкурентными, а закупочный процесс прозрачным. Объясняем, что нужно помнить прежде всего
Теперь заказчики, обязанные проводить публичные закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Законом № 922, проводят их в соответствии с Законом с учетом Особенностей, утвердившихся КМУ постановлением от 12.10.2022 № 1178 (далее — Постановление № 1178).
 
Прежде всего, следует осознать, что Закон № 922 действует и лишь отдельные его положения корректирует Постановление № 1178. Однако именно такой порядок закупок, который определяют Особенности 1178, является основным для заказчиков, и отступать от него нельзя.

Почему следует применять конкурентные закупки даже в условиях военного положения

Особенности № 1178 позволяют применять только два вида закупок:
Принимайте во внимание прежде всего общие условия, которые предусматривает Постановление 1178.

Общие условия закупок согласно Постановлению № 1178

1. Запрещается не применять определенные виды закупок. Заказчикам запрещено:
  • приобретать товары, работы и услуги до/без проведения процедуры закупки открытых торгов, определенной Особенностями/использование е-каталога, в случае закупки товара;
  • заключать договоры о закупке, предусматривающие оплату до/без проведения открытых торгов/использование е-каталога (кроме частных случаев).
2. Запрещено разделение предмета закупки. Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части во избежание проведения открытых торгов/использования е-каталога.
 
3. Продолжают действовать исключения, в которых можно не применять Закон № 922. Все исключения по неприменению Закона № 922 и особенности отдельных закупок, определенных в статье 3 Закона № 922, остаются прежними.

Читайте подробнее: Как работают исключения для закупки без Закона после принятия Особенностей

4. Действуют требования о локализации в закупках. Локализацию следует применять в том же порядке, что предусматривает Закон № 922, в частности — пункт 6-1 раздела Х «Заключительные и переходные положения» Закона № 922. Учтите, что изменения в Постановление № 1178 добавили еще один случай, когда заказчики не применяют эту норму в своих закупках.

Планирование закупок по Особенностям № 1178

Закупку по Особенностям заказчик производит:
  • на основании имеющейся потребности; или
  • в случае плановой потребности в следующем году (плановых потребностей последующих периодов).
Запланированную закупку включайте в годовой план закупок в соответствии со статьей 4 Закона № 922.
 
Предмет закупки определяйте в соответствии с требованиями Закона № 922 и Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708.

Стоимостные пределы закупок

Заказчики для закупки применяют открытые торы и/или е-каталог (для товара) по Особенностям, если стоимость:
  • для товаров и услуг (кроме услуг текущего ремонта) ≥ 100 тыс. грн;
  • для услуг по текущему ремонту ≥ 200 тыс. грн;
  • для работ ≥ 1,5 млн. грн.
Если стоимость закупки меньше, заказчики закупают:
  • в ЕСЗ в соответствии с условиями, которые определил администратор, в частности, е-каталог;
  • путем заключения прямых договоров с обязательной отчетностью в ЕСЗ об их заключении.

Закупки через е-каталог

Закупки в е-каталоге проходят в соответствии с Порядком формирования и использования электронного каталога, утвержденным постановлением КМУ 14.09.2020 № 822 (далее — Порядок № 822). Однако если заказчик для закупки товаров применяет е-каталог, он действует в соответствии с Порядком № 822 и учитывает положения Особенностей.
 
Отбор поставщика путем запроса цены предложений заказчик проводят, если стоимость закупки составляет или превышает 100 тыс. грн.
 
Если закупка в е-каталоге не состоялась или профиль товара содержит только одно предложение поставщика, заказчик производит следующую закупку:c
  • посредством открытых торгов в порядке, определенном Особенностями;
  • повторно по запросу цены предложения поставщика в е-каталоге.

 

Що змінила у закупівлях Постанова № 1178: основні акценти

Прочтите подробный анализ изменений в порядке проведения открытых торгов:

▶ Порядок проведения открытых торгов по Особенностям

 Когда по Особенностям отменять открытые торги

 Алгоритм открытых торгов без проведения аукциона по Особенностям

 Обнародование информации о закупках в открытых торгах по Особенностям

Порядок заключения договора о закупке

Решение о намерении заключить договор о закупке заказчик принимает самостоятельно в порядке, предусмотренном статьей 33 Закона № 922 и пунктом 46 Особенностей.
 
Уведомление о намерении заключить договор о закупке (далее — Уведомление) ЕСЗ формирует автоматически в течение одного дня со дня, когда заказчик обнародовал решение об определении победителя процедуры закупки в ЕСЗ.
 
Учтите: сроки для заключения договора о закупке теперь короче.
 
Договор о закупке нельзя заключать раньше, чем через пять дней с даты, когда обнародованное в ЕСЗ уведомление, чтобы обеспечить право на обжалование решений заказчика в орган обжалования.
 
Если после обнародования в ЕСЗ сообщение в орган обжалования подали жалобу, срок для заключения договора о закупке останавливают.
 
Максимальный предельный срок, чтобы заключить договор о закупке по Особенностям, также меньше. С участником, признанным победителем процедуры закупки, договор заключают не позднее чем через 15 дней с даты принятия решения о намерении заключить договор о закупке.
 
Действуют также другие не менее важные условия:
  • заключить договор можно только в течение срока действия предложения такого участника,
  • договор заключают в соответствии с требованиями тендерной документации (ТД) и тендерным предложением (ТП) победителя процедуры закупки.
Срок для заключения договора заказчик может продлить до 60 дней, если есть обоснованная необходимость.

 

 

Читайте подробно на портале: В каких случаях сегодня можно заключать прямой договор согласно Особенностям

Контроль в сфере публичных закупок во время войны

Государственное регулирование, контроль в сфере публичных закупок, общественный контроль и дальше подчиняются порядку, установленному в Законе № 922.
 
Однако данные автоматических индикаторов рисков будут применяться с учетом Особенностей.
 
Мониторинг открытых торгов Госаудитслужба и ее межрегиональные терорганы будут проводить в соответствии со статьей 8 Закона № 922. Учитывая стоимостные границы, устанавливаемые Особенностями открытых торгов, мониторинг будут проводить для закупок с ожидаемой стоимостью от 100 тыс. грн.

 

Статьи по теме:

Виды публичных закупок: как выбрать правильно во время военного положения

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді