Обжалование заключения Госаудитслужбы о результатах мониторинга закупок

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
После проведения мониторинга закупок орган Госаудитслужбы (далее — орган ГАС) составил заключение о нарушении заказчиком законодательства, но заказчик с этим не согласен? Тогда он имеет право обжаловать такое решение. Как и в какой срок это можно сделать? На что обратить внимание при подготовке доказательной базы?

Мониторинг закупок во время военного положения

На период действия военного положения и в течение 90 дней со дня его прекращения/отмены закупки осуществляются по предписаниям Особенностей № 1178.
Постановлением КМ № 952 от 01.09.23, было изложено п.23 Особенностей № 1178 в новой редакции, согласно которой органы ГАС осуществляют мониторинг процедур закупок, упрощенных закупок, а также закупок, по которым в электронной системе закупок (далее – ЕСЗ) опубликовано о договоре о закупке, заключенном без применения ЕСЗ, в порядке, установленном ст.8 Закона № 922. При этом данные автоматических индикаторов рисков применяются с учетом этих особенностей.
Елена Степанова эксперт, директор ООО «СИ БИЗНЕС КОНСАЛТИНГ»
Анализ нарушений закупок, по которым заказчики обнародовали отчет о прямом договоре, заключенном без использования ЕСЗ, поможет понять опасные места в таких закупках. Ведь мониторинг Госаудитслужбой прямых договоров — наша реальность
Согласно п.14 ч.1 ст.1 Закона № 922, мониторинг процедуры закупки - анализ соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок во время проведения процедуры закупки, заключения договора о закупке и в течение его действия с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере публичных закупок .
Следовательно, теперь ГАС будет осуществлять в т.ч. мониторинг закупок, с целью предотвращения нарушений, совершенных без использования ЕСЗ и в отношении которых обнародован отчет о договоре, заключенном без использования ЕСЗ.
В таких случаях, заказчикам нужно четко соблюдать предписания п.11 Особенностей № 1178. Так, для осуществления закупок товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых меньше, чем 100 тыс. гривен, услуг по текущему ремонту, стоимость которых меньше, чем 200 тыс. гривен, работ, стоимость которых меньше, чем 1,5 млн. гривен, заказчики могут использовать ЕСЗ в соответствии с условиями, определенными администратором ЕСЗ. В случае осуществления таких закупок без использования ЕС, заказчик обязательно придерживается принципов осуществления публичных закупок, определенных Законом № 922, вносит информацию о такой закупке в годовой план и обнародует в ЕС отчет о договоре о закупке, заключенный без использования ЕС. А в случае осуществления закупки, стоимость которой меньше 50 тыс. гривен, без использования ЕСЗ заказчик не обнародует в ЕСЗ отчет о договоре о закупке, заключенный без использования ЕСЗ.
Поэтому заказчикам, в первую очередь, нужно соблюдать указанные пороги. Но обязательно обнародовать в ЕСЗ соответствующий отчет, если будет достигнут определенный порога.

Сроки уведомления органа ГАС

Обжалование заключения мониторинга закупки проводится в суде (ч. 10 ст. 8 Закона № 922). Подать исковое заявление нужно не позднее 10 рабочих дней со дня опубликования заключения.

О подаче искового заявления нужно обязательно сообщить в электронной системе не позднее следующего рабочего дня после дня подачи иска. Так, если иск подан 15.12.2023, то в электронной системе он должен быть опубликован не позднее 18.12.2023 (включительно).

Также заказчик обязан обнародовать в электронной системе информацию об открытии производства по делу не позднее следующего рабочего дня после дня получения информации об открытии такого производства.

Важно! В сообщении нужно указать номер производства. Его можно идентифицировать в судебном реестре по следующей формуле:

Х/Z/Y,

где Х — код суда (например, для Ровенской области это 460, а для г. Киева — 640);

Z — номер искового заявления в хронологическом порядке его поступления в конкретный суд;

Y — год. В 2023 году это было число «23», а в 2024 году — «24».

Как правило, заказчики ждут, пока поступит определение суда об открытии производства. Однако в последнее время в связи с недостаточностью финансирования судов такие определения не отправляют по почте. Поэтому заказчику следует зайти на портал «Судебная власть Украины», ввести свои данные в соответствующее поле и проверить, на какой стадии рассмотрения находится его исковое заявление.

Оскарження висновку Держаудитслужби про результати моніторингу закупівель

Если заказчик нашел доказательства, что суд получил его исковое заявление, то он может отправить органу ГАС копию определения суда или скриншот из судебного реестра. Если такая информация не пропускается электронной программой, можно направить ее по почте с уведомлением о вручении и описью. Хотя законодательство не предусматривает такого действия, это будет доказательством того, что заключение обжалуется. И, соответственно, нельзя привлекать должностных лиц заказчика к админответственности.

В каком суде обжаловать решение Госаудитслужбы

Обжалование решений ГАС осуществляется в окружном суде по выбору истца. Чаще всего заказчики выбирают местный окружной административный суд.

Как правило, исковое заявление лично относят в канцелярию суда, а на своем экземпляре ставят отметку суда о получении им заявления. Его копию со штампом также можно отправить в орган ГАС как доказательство обжалования заключения. В условиях военного положения, учитывая воздушные тревоги, или если заказчик находится не в областном центре, можно отправить исковое заявление с приложениями по почте с уведомлением о вручении и с обязательным описанием.

Обжалование действий ГАС

На практике заказчики часто вместе с обжалованием заключения обжалуют и действия ГАС по составлению заключения и/или проведению мониторинга.

Помните, что обжалование действий по составлению заключения приведет к увеличению судебного сбора. Признание заключения противоправным и его отмена устанавливает факты отсутствия нарушения, то есть для заказчика само лишь требование об отмене заключения органа ГАС устраняет негативные последствия.

Собираясь подать требование о признании противоправными действий по проведению мониторинга, обратите внимание на судебную практику. Например, Верховный Суд в постановлении от 11.06.2020 по делу № 160/6502/19 (административное осуществление № К/9901/5990/20) отметил: если мониторинг начат в связи с выявлением органом ГАС признаков нарушения законодательства, которые являются основанием для такого мониторинга в силу предписаний Закона № 922, то такие действия нельзя признавать противоправными. Однако есть нюанс — орган ГАС также должен предоставить суду доказательства о наличии оснований для мониторинга, предусмотренных ст. 8 Закона № 922. В частности, это могут быть письменные или электронные доказательства: письма, заявления, обращения и т. п.

Размер судебного сбора

Заказчик обязан уплатить судебный сбор, который в случае удовлетворения иска взыскивается с органа ГАС.

Поскольку иск о признании заключения неимущественным, его размер составляет 1 прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо, что в 2023 году составляет 2684,00 грн.

Проверьте доказательную базу

Для того чтобы дело не было проиграно еще до его начала, перед обращением в суд с требованием отменить заключение органа ГАС заказчику следует проверить все имеющиеся доказательства. В частности, требования тендерной документации, содержание тендерного предложения и другие документы, связанные с закупками, а также соответствие таких требований/предложений законодательству.

Например, в постановлении от 31.03.2020 по делу № 120/1921/19-а (административное производство № К/9901/1528/20) Верховный Суд пришел к выводу, что отсутствие документов, не предусмотренных законодательством для участников в составе тендерного предложения, не может быть основанием для его отклонения заказчиком.

Иногда доказательства заказчика не соответствуют предписаниям законодательства. Так, в постановлении от 31.01.23г. по делу № 260/2993/21 (административное производство № К/990/20309/22) Верховный Суд пришел к выводу, что орган ГАС принял правомерное заключение. По этому делу, заказчиком , при установлении невыполнения участником всех требований, согласно требованиям тендерной документации, не размещено уведомление с требованием об устранении несоответствий с указанием перечня информации и/или документов, которые должен подать участник для устранения выявленных несоответствий, а сразу допущен последний к аукцион. То есть, заказчик должен был разместить уведомление с требованием об устранении указанных несоответствий, а в случае невыполнения этого требования на основании ст.31 Закона № 922, отклонить тендерное предложение участника, однако указанных действий заказчик не совершил, о чем указано и в обжалованном заключении органа ГАС.

Таким образом, если заказчик не согласен с заключением органа ГАС, он должен как можно скорее подать исковое заявление в местный административный суд. Если доказательства правомерности действий заказчика отсутствуют, это может привести к негативному результату разбирательства судебного дела. В то же время, обжалование заключения приведет к тому, что орган ГАС не сможет привлечь должностных лиц заказчика к административной ответственности согласно КУоАП до вступления судебного решения в законную силу.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді