Как закупить природный газ

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Природный газ – это неотъемлемая часть деятельности многих заказчиков. Его закупка является предпосылкой обеспечения производственных процессов, которые не могут быть остановлены. В то же время закупка природного газа конкурентна, а его цена нестабильна, что затрудняет проведение закупки. Правильно определить предмет закупки, рассчитать ожидаемую стоимость и выбрать процедуру закупки газа поможет консультация эксперта. Обратите внимание на каждую деталь, чтобы получать газ вовремя и бесперебойно

Определяем предмет закупки природного газа

Природный газ — это товар. Предмет закупки этого товара может быть определен по коду ДК 021:2015 — 09120000-6 «Газовое топливо», а номенклатурный код ДК 021:2015 — 09123000-7 «Природный газ».

Предметы закупки для коммунальных услуг: таблица

Каждый потребитель имеет право на свободный выбор поставщика путем заключения с ним договора поставки природного газа в соответствии с условиями и положениями, предусмотренными Правилами поставки природного газа, утвержденными постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 30.09.2019.
 
Поскольку предмет закупки природного газа конкурентен, то его следует закупать по соответствующей процедуре закупки, как правило, это открытые торги.

Вебінар від журналу Держзакупівлі

Запис вебінару про закупівлю ліків в е-каталозі

Определяем потребность и ожидаемую стоимость закупки природного газа

Если организация заказчика работает не первый год и стабильно, то заказчик может определить необходимый объем закупки природного газа с учетом потребностей предыдущих лет. Если же у заказчика произошли или ожидаются изменения, следует учесть, что при подписании договора о закупке поставщики газа для каждого пункта поставки закрепляют за собой на платформе Укртрансгаза ЕIС-коды. Таким образом, добавить новые объекты с уникальными ЕІС-кодами без предварительного закрепления в соответствии с договором невозможно. Следовательно, если у заказчика увеличится количество пунктов поставки, он не сможет быстро обеспечить поставки природного газа.
 
Определить ожидаемую стоимость закупки природного газа непросто, поскольку цена газа постоянно увеличивается. Особенно это сложно в период военного положения.
 
Поставка природного газа осуществляется по свободно устанавливаемым ценам между поставщиком и потребителем, кроме случаев, предусмотренных Законом Украины «О рынке природного газа»

.

Для заказчиков в бюджетной сфере в период военного положения порядок закупки газа изменился.
 
В целях обеспечения своевременного начала и устойчивого прохождения отопительного периода 2022–2023 года постановление КМУ «Об утверждении Положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа по особенностям поставок природного газа производителям тепловой энергии и бюджетным учреждениям» от 19.07.2022 № 812 (далее — Постановление № 812) предусматривает такие специальные обязанности на ООО «Газоснабжающая компания «Нафтогаз Трейдинг» — по обеспечению поставки природного газа потребителям, которые являются бюджетными учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом Украины , заведениям здравоохранения государственной собственности (казенные предприятия и/или государственные учреждения и т.п.), заведениям здравоохранения коммунальной собственности (коммунальные некоммерческие предприятия и/или коммунальные учреждения и/или совместные коммунальные предприятия и т.п.) (далее — бюджетные учреждения) .
 
«Нефтегаз Трейдинг» поставляет с 1 сентября 2022 г. по 31 марта 2023 г. (включительно) природный газ бюджетным учреждениям на условиях договора поставки, заключенного с этим обществом на период до 31 декабря 2022 г., по цене, составляющей 16 390 гривен с учетом налога добавленную стоимость за 1000 куб. метров газа (без учета тарифа на услуги по транспортировке природного газа для точки выхода и коэффициента, применяемого при заказе мощности в сутки вперед).
 
То есть, Постановление № 812 определяет «Нафтогаз Трейдинг» как поставщика, который может предложить самую низкую цену, которой другие поставщики не могут обеспечить конкурентность. Из-за этого заказчикам становится неуместно проводить конкурентные виды закупок.

Нужно ли отчитываться о прямом договоре до 100 тысяч, заключенном по Особенностям

Выбираем вид закупки

Учитывая ситуацию, в Постановление № 1178 внесли изменения, предусматривающие, что приобретение заказчиками товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых составляет или превышает 100 тыс. гривен, может осуществляться путем заключения договора о закупке без применения открытых торгов и/или электронного каталога для закупки товара в случае, когда осуществляется закупка природного газа предприятием, определенным для приобретения природного газа за счет расходов, предусмотренных по бюджетной программе «Приобретение природного газа для прохождения отопительного сезона 2022–2023 годов» (КПКИК 2401200) в соответствии с частью 1 статьи 41 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2022 год" (пп. 14 п. 13 Особенностей).
 
Таким образом, заказчики в бюджетной сфере могут заключать прямые договоры на закупку газа с «Нефтегаз Трейдинг».
 

 

 

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді