Прежде всего напомним, что осуществлять закупочные процедуры органы местного самоуправления обязаны, соблюдая Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII (далее - Закон № 922) (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 ).
Общие правила назначения уполномоченного лица мы детализировали в статье «Уполномоченное лицо». Теперь выясним особенности назначения такого лица в органах местного самоуправления.
Так, ответственным за организацию и проведение процедуры закупки / упрощенной закупки является уполномоченное лицо (далее - УО). Заказчик имеет вправо назначить УО одним из трех способов:
- Положить эту функцию на работника / нескольких работников из штата - в качестве дополнительной работы с доплатой.
- Ввести в штатное расписание отдельную должность (или несколько должностей) для работника, который будет выполнять функции уполномоченного.
- Заключить трудовой договор (контракт).
Основание для таких действий — ч. 1 ст. 11 Закона № 922.
Как назначить уполномоченное лицо и не нарушить антикоррупционного законодательства
УО - это служебное (должностное) или другое лицо, которое является работником заказчика и определено ответственным за организацию и проведение процедур закупки (упрощенных закупок) согласно этому Закону на основании собственного распорядительного решения заказчика или трудового договора (контракта). Так направляет п. 35 ч. 1 ст.1 Закона № 922.
Итак, кто такое уполномоченное лицо мы вспомнили, теперь выясним, что такое служба в органах местного самоуправления (далее - ОМС).
В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 № 2493-III (далее - Закон № 2493) служба в ОМС - это профессиональная, на постоянной основе деятельность граждан Украины, которые занимают должности в органах местного самоуправления, направленная на реализацию территориальной общиной своего права на местное самоуправление и отдельных полномочий органов исполнительной власти, предоставленных законом.
Учитывая функции УО, приходим к выводу, что соответствующие обязанности можно возлагать на работника, на которого распространяется действие Закона № 2493, то есть на должностное лицо ОМС.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Подробнее рассмотрим приведенные варианты определения / назначение УО в ОМС.
Возложить функции УО на работника или нескольких штатных работников
Закон № 2493 не содержит запрета поручать должностным лицам местного самоуправления дополнительную работу.
Важно! При этом за выполнение этой работы не разрешается устанавливать доплату, предусмотренную Законом № 922.
Условия оплаты труда должностных лиц в ОМС регламентирует КМУ (ч. 3 ст. 21 Закона № 2493). Напоминаем, что для определения условий оплаты труда должностных лиц местного самоуправления следует руководствоваться постановлением КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 №268 (далее - Постановление № 268) (п. 1 Постановления № 268).
Согласно Постановлению № 268, для должностных лиц местного самоуправления предусматриваются:
1. Надбавки:
- за высокие достижения в труде;
- за выполнение особо важной работы;
- за знание и использование в работе иностранного языка;
- за почетное звание «заслуженный»;
- за выслугу лет.
2. Доплаты:
- за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников таких же категорий персонала;
- за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения;
- за научную степень кандидата или доктора наук с соответствующей специальности (п. 2, 3 Постановления № 268).
Внимание! Другие доплаты, согласно Постановлению № 268, для должностных лиц ОМС не предусмотрены. Таким образом, за выполнение дополнительных функций УО должностному лицу ОМС доплачивать невозможно.
То есть поручить выполнение обязанностей УО лице с ОМС можно только без установления доплаты.
Ввести в штатное рассписание отдельную должность для работника, который будет выполнять функции УО
Вопросы формирования исполнительного комитета совета, утверждение его количественного и персонального состава, внесения изменений в состав исполкома решают только на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета (п. 3 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05 .1997 № 280/97-ВР, далее - Закон № 280).
Сельский (поселковый, городской) председатель вносит на рассмотрение совета предложения, касающиеся структуры исполнительных органов совета, аппарата совета, его исполкома, их штатов, установленных в соответствии с типовыми штатами, утвержденными КМУ (п. 6 ч. 4 ст. 42 Закона № 280 ).
Таким образом, на протяжении пленарного заседания совета депутаты имеют возможность принять предложение (поселкового, городского) председателя о расширении штата на создание отдельной должности для организации и проведения закупочных процедур.
Обратите внимание! Эту должность не может занимать должностное лицо с ОМС по совместительству, поскольку такие должностные лица не могут работать по совместительству.
Важно! Должностным лицам в ОМС не допускается заниматься другой оплачиваемой работой (кроме преподавания, науки, творчества, медицинской практики, спортивного судейства и инструкторства), а предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины (п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 № 1700-VII, далее — Закон № 1700).
А вот поручить выполнение таких обязанностей по совмещению Закон № 1700 не запрещает. Однако, доплачивать за совмещение должностей, скорее всего, не удастся, поскольку таких доплат Постановление № 268 также не содержит.
Заключить трудовой договор (контракт)
Так как речь идет о должности, на которую распространяется действие Закона № 2493, нужно соблюдать процедуры назначения на должность в соответствии с этим законом.
Важно! Принесения Присяги утверждает вступление в должность лица, которое начинает службу в ОМС (ч. 2 ст. 11 Закона № 2493). Если лицо отказывается от принесения Присяги, оно не считается законно принятым на нее (согласно Закону № 2493). Решение о его назначении / избрании / утверждении теряет всякую юридическую силу (ч. 5 ст. 11 Закона № 2493).
При приеме на службу в ОМС, в частности по срочному трудовому договору, присваиваются ранги в пределах соответствующей категории должностей (ч. 1 ст. 15 Закона № 2493).
Таким образом, наиболее рационально для заказчика будет:
- ввести в штатное расписание должность, например, специалиста по организации закупочных процедур;
- провести конкурс на замещение вакантной должности или назначить (перевести) должностное лицо местного самоуправления на эту должность по другой процедуре (стажировка, кадровый резерв).