Статья 164-14 Кодекса Украины об административных правонарушениях, как красная нить на белом полотне закупочного законодательства: выделяется и запоминается. Ведь по ее требованиям служебных, должностных, уполномоченных лиц заказчика будут штрафовать на сумму от 25 500 грн до 51 000 грн за приобретение товаров, работ и услуг до / без проведения упрощенных закупок в соответствии с требованиями закона.
Кроме того, наказание штрафом в случае нарушения получат не только ответственные работники, но и руководитель заказчика. За заключением договоров, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг к / без проведения упрощенных закупок, определенных законом, штраф для руководителей может составлять от 34 000 до 170 000 грн.
При этом Закон о публичных закупках предусматривает исключительные случаи, когда заказчики могут НЕ применять упрощенной закупки. То есть в отдельных случаях законодатель разрешил приобретать товары, работы и услуги, стоимость которых равна или превышает 50 тыс. и меньше по стоимостные порога для процедур закупок, без порядка упрощенных закупок. Основания для этого устанавливает часть 7 статьи 3 Закона № 922.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
После вступления в силу изменений в Закон о публичных закупках 2021 перечень таких случаев тоже изменился. Рассмотрим обновленные основания для непроведения упрощенной закупки:
1. Если было дважды отменено упрощенную закупку из-за отсутствия участников, в том числе частично (по лоту). При этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, требования к участнику не отличаются от тех, которые заказчик определил в объявлении об упрощенной закупке.
2. Если работы, товары или услуги может выполнить, поставить или предоставить исключительно определенный субъект хозяйствования при наличии одного из следующих случаев:
- предмет закупки заключается в создании или приобретении произведения искусства или художественного исполнения;
- заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;
- отсутствие конкуренции по техническим причинам, которая должна быть документально подтверждена заказчиком;
- существует необходимость защиты прав интеллектуальной собственности;
- заключение договора о закупке с поставщиком «последней надежды» на поставку электрической энергии или природного газа.
3. Если существует насущная необходимость провести закупку, поскольку:
- возникли объективные обстоятельства, по которым заказчик не сможет соблюсти сроки для проведения упрощенной закупки;
- обжалованы принятые решения, действия или бездействие заказчика после оценки тендерных предложений участников, в объеме, не превышающем 20% ожидаемой стоимости тендера,который обжалуется;
- расторгнут договор о закупке по вине участника на срок, достаточный для проведения тендера, в объеме, не превышающем 20% суммы, определенной в договоре о закупке, расторгнут по вине такого участника.
4. Если после заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в поставках дополнительного объема товара у того же поставщика, если в случае смены поставщика заказчик был бы вынужден приобрести товар с другими техническими характеристиками, что привело бы к возникновению несовместимости, связанной с эксплуатацией и техническим обслуживанием. Закупку дополнительного объема товара у того же поставщика проводят в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость таких поставок не превышает 50% цены договора о закупке.
5. Если после заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость закупки дополнительных аналогичных работ или услуг у того же участника. Возможность и условия таких дополнительных работ или услуг могут быть предусмотрены в основном договоре о закупке, заключенном по результатам проведения тендера / упрощенной закупки. Закупку дополнительных аналогичных работ или услуг у того же участника проводят в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость таких работ или услуг не превышает 50% цены основного договора о закупке, заключенного по результатам проведения тендера / упрощенной процедуры.
6. Если проводят закупку услуг по адвокатской деятельности.
7. Если закупке товаров проводят с использованием электронного каталога.
8. Если закупка товаров и услуг осуществляется у предприятия или организации, основанного (ой) общественной организацией лиц с инвалидностью и получило (а) разрешение на право пользования льготами по налогообложению в соответствии с законодательством;
9. Если осуществляется закупка услуг, необходимых для проведения мероприятий по физической культуре и спорту, физкультурно-спортивной реабилитации и обеспечения подготовки и участия национальных сборных команд Украины по видам спорта в международных спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Украина.
Помните, что в случае осуществления закупки в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 3 Закона № 922, заказчик должен обязательно обнародовать в ЭСЗ в соответствии со статьей 10 настоящего Закона отчет о договоре о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок.
Не следует недооценивать сложности закупочного законодательства. Бывало слышим: «Да что там у вас? Всего один закон № 922 ». Конечно, так говорят те, кто ни разу ничего не закупал, а Закон о публичных закупках закрывал уже после первого раздела, чтобы мозг не вскипел.
И мы с вами знаем, чтобы стать профессиональным закупщиков нужны знания, опыт и постоянное повышение квалификации, поэтому редакция Експертус: Госзакупки работает для вас ежедневно.