Текущий ремонт дорог: как провести госзакупку
Сомневаетесь относительно выбора предмета закупки ремонта дорог? Скачайте перечни работ по ремонту дорог по ДСТУ 8747:2017
Ремонт дорог – это довольно особенный предмет закупки. Его особенности – это вопрос только отдельных заказчиков. Именно поэтому редко встречаются методические материалы на этот счет, но появляется все больше вопросов. Разберем каждое из них.
Предмет закупки ремонт дорог
Согласно Порядку определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708, (далее – Порядок № 708) и при закупке работ, и при закупке услуг текущего ремонта, связанных с дорогами, заказчикам необходимо применять терминологию отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечни работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 23.08.2011 № 301 (далее – ГБН Г.1-218-182:2011).
ГБН Г.1-218-182:2011 устанавливает два вида ремонтов:
- капитальный ремонт;
- текущий ремонт, который делится на средний и мелкий.
С 01.01.2022 вступил в силу ДСТУ 8747:2017 «Автомобильные дороги. Виды и перечни работ по ремонту и эксплуатационному содержанию» (далее — ДСТУ 8747), который устанавливает такие виды ремонтов как капитальный и текущий и не предусматривает текущий средний ремонт. В то же время действуют ГБН Г.1-218-182:2011.
Согласно Закону № 922, текущий ремонт отнесен к услугам, а капитальный к работам.
Дорога это линейный объект инженерно-транспортной инфраструктуры и согласно Порядку № 708 предмет закупки определяется по каждому такому объекту в отдельности.
Линейный объект инженерно-транспортной инфраструктуры – наземные, надземные или подземные линейные объекты для передвижения людей, транспортных средств, грузов, перемещения жидких и газообразных продуктов, передачи электроэнергии.
Вид ремонта, состав и объемы работ по капитальному и текущему ремонтам для каждого участка дороги, отдельного дорожного сооружения или элемента автомобильной дороги устанавливают на основании результатов диагностики и оценки их фактического состояния, инженерных изысканий, испытаний и обследований, зафиксированных в актах дефектов или других документах, с учетом межремонтных сроков эксплуатации дорожной одежды (покрытия) автомобильных дорог согласно приложению Б, ДБН В.2.3-4 и других строительных норм и нормативных документов.
Минэкономики в информационном письме от 25.11.16 № 3302-01/38216-06 отметило: «если услуги по текущему ремонту проводятся по каждому отдельному линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры, их закупку заказчик осуществляет, руководствуясь стоимостными границами для каждого инженерно-транспортной инфраструктуры».
Согласно Закону Украины «Об автомобильных дорогах», автомобильная дорога – это линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств.
Улица – это автомобильная дорога, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, прокладки наземных и подземных инженерных сетей в пределах населенных пунктов.
Обратите внимание! Не следует делить улицу на части, когда определяете предмет закупки текущего ремонта дороги по этой улице, поскольку вся улица является линейным объектом инженерно-транспортной инфраструктуры.
Общий принцип определения предмета закупки текущего ремонта основывается на наличии сметы или сметного расчета (объектная смета или объектная сметная расчет), что является основанием для определения предмета закупки.
Минэкономики в информационном письме отмечает, что каждый из составляющей понятия объекта может быть отдельным предметом закупки при наличии к нему отдельного проекта и сметы или сметного расчета (объектная смета или объектный сметный расчет).
Однако, при закупке услуг текущего ремонта дорог, заказчик должен учитывать, что вся улица является единственным линейным объектом и, даже при наличии нескольких смет по ремонту этой улицы, заказчик должен исходить из общего объема потребности в услугах по текущему ремонту дороги.
Например, в судебном решении, Дело 906/138/19, указано: «два договора подряда по капитальному ремонту дорог предусматривают идентичные по своему содержанию работы, осуществляемые в отношении частей одного и того же линейного объекта инженерно-транспортной инфраструктуры, проектная документация по разрабатывалась той же проектной организацией, заключенные с тем же подрядчиком с интервалом в двадцать дней, что дает основания для вывода об искусственном разделении одного объекта инфраструктуры на две части.
Таким образом, учитывая, что предмет обоих договоров подряда идентичен и предусматривает выполнение одинаковых ремонтных работ на разных частях одного и того же объекта инфраструктуры, коллегия судей считает установленным, что указанными договорами документально оформлено единственное существующее между их сторонами правоотношение».
Следовательно, вид закупки необходимо определять с учетом предмета закупки по отдельному линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры в целом, то есть с учетом необходимого объема текущего ремонта автомобильной дороги или улицы.
Приказ Мининфраструктуры от 02.05.2022 №273 утверждает Правила определения стоимости строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.
Применять эти правила, а также методики определения стоимости дорожных работ и услуг необходимо обязательно, когда определяете стоимость дорожных работ и услуг, финансируемых за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии.
Методики определения стоимости дорожных работ и услуг по определению стоимости нового строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатационного содержания автомобильных дорог общего пользования утверждает приказ Мининфраструктуры от 07.10.2022 № 753.
Учитывая указанное, заказчик определяет предмет закупки ремонт дороги работ с учетом видов осуществляемых работ и выбирает вид закупки с учетом стоимостных границ закупки.
Ремонт дорог: код ДК
Код Единого закупочного словаря ДК 021:2015 для ремонта работ определяется с учетом категории закупки к которой отнесены такие работы – услуги или работы.
Если это текущий ремонт и услуга, то заказчик определяет код Единого закупочного словаря по четвертой цифре Единого закупочного словаря.
Если закупается капитальный ремонт дорог, то это работы и заказчик учитывает требования приказа Минэкономики от 11.06.2020 № 1082 «Об утверждении Порядка размещения информации о публичных закупках». Им установлено, что при определении предмета закупки – работы, при размещении в электронной системе закупок информации о предмете закупки в отдельных полях указывается информация о коде по показателям второй – пятой цифр Единого закупочного словаря.
Текущий ремонт дорог
Согласно ДСТУ 8747:2017 текущий ремонт это работы по систематическому и своевременному восстановлению эксплуатационного состояния автомобильных дорог предотвращением износа дорожного покрытия, исправление (устранение) незначительных повреждений отдельных элементов автомобильной дороги и доведение их параметров до нормативных требований.
Работы по текущему ремонту выполняются в соответствии с сметной документацией, которая составляется на основании акта дефектов или, при необходимости, проектной документации и материалов инженерных изысканий или обследований, утверждаемых территориальным органом государственного управления автомобильными дорогами. Список работ по текущему ремонту формируется с учетом положений нормативно-правовых актов, строительных норм и/либо нормативных документов.
При ремонте автомобильной дороги можно выполнять работы по эксплуатационному содержанию, как это предусмотрено ДСТУ.
Капитальный ремонт дороги
Капитальный ремонт – это работы по комплексному восстановлению или улучшению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных и инженерных сооружений или приведению геометрических параметров и технических характеристик отдельных элементов к нормативным требованиям с учетом роста интенсивности движения и осевых нагрузок без повышения категории дороги.
Капитальный ремонт необходимо выполнять комплексно на всех сооружениях и ремонтируемых элементах автомобильной дороги на основании проектной документации. При соответствующем обосновании допустимо выполнение выборочного капитального ремонта отдельных сооружений или участков автомобильной дороги.
При капитальном ремонте автомобильной дороги можно выполнять работы по текущему ремонту и эксплуатационному содержанию, как это предусмотрено ДСТУ.
Ямочный ремонт дорог
Ямочный ремонт дорог может быть отнесен как к капитальному ремонту, так и к текущему ремонту, в зависимости от вида и сложности ремонта, который необходимо осуществить.
Перечень работ текущего и капитального ремонта определен ДСТУ 8747:2017.
К капитальному ремонту отнесено усиление дорожной одежды (покрытия), а именно комплекс конструктивных и технологических мероприятий по обеспечению прочности (деформационных характеристик) имеющейся дорожной одежды в пределах норм, соответствующих категории автомобильной дороги, увеличение ее толщины, устройство более усовершенствованных типов покрытий или замена одного или нескольких слоев дорожной одежды на слои с более высокими деформационными характеристиками с использованием в качестве основы существующей конструкции дорожной одежды (или отдельных ее слоев).
К текущему ремонту включено устройство слоев износа дорожного покрытия, при необходимости с выравниванием продольного и поперечного профиля фрезерованием верхнего слоя покрытия или слоя износа и/или устройством выравнивающего слоя из асфальтобетонных смесей и восстановление профиля проезжей части с усовершенствованным облегченным типом. 50% толщины слоя.
Если ямка большая и требует замены покрытия, то это будет капитальный ремонт. Если ямка маленькая и может быть выровнена путем фрезерования верхнего слоя покрытия или износного слоя и/или устройством выравнивающего слоя из асфальтобетонных смесей, то это будет текущий ремонт.
Гарантийный срок ремонта дорог
Пунктом 4.3 ГБН 1-218-182/2011 Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечень работ» определено, что вид ремонта, состав и объемы работ по каждому участку дороги, отдельному дорожному сооружению или элементу дороги устанавливают на основании результатов диагностики и оценки их фактического состояния, инженерных изысканий, испытаний и обследований, зафиксированных в дефектных актах и других документах, с учетом межремонтных сроков эксплуатации дорожных одежд и покрытий на автомобильных дорогах общего пользования согласно ВБН Г.1-218-050.
Впрочем, в настоящее время ВБН Г.1-218-050-2001 "Межремонтные сроки эксплуатации дорожных одежд и покрытий на автомобильных дорогах общего пользования" не действуют.
Поскольку капитальный ремонт дорог отнесен к категории работ, мы можем упомянуть ст. 884 ГКУ, которая предусматривает, что подрядчик гарантирует достижение объектом строительства определенных в проектно-сметной документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором в течение гарантийного срока, если иное не установлено договором строительного подряда. Гарантийный срок составляет десять лет со дня принятия объекта заказчиком, если гарантийный срок не установлен договором или законом.
Согласно приложению Е СОУ 42.1-37641918-128-2019 Руководства по приемке работ по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования минимально допустимые сроки эксплуатационной пригодности покрытия из асфальтобетона составляют 3 года.
Настоящий стандарт применяется при приеме работ по текущему ремонту, финансируемых за счет средств государственного и местных бюджетов, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии. Однако целесообразность применения этого стандарта определяется в каждом частном случае и оговаривается договором.
В любом случае, гарантийные сроки должны быть определены в договоре о закупке.
По этому вопросу рекомендуем ознакомиться с решениями Хозяйственного суда Тернопольской области в постановлении от 23.11.2018 г. № 921/341/18 и Второго апелляционного административного суда от 22.03.2024 г. № 520/23652/23.