В каких случаях можно закупить газ по прямому договору
Об определении предмета закупки для природного газа, расчете ожидаемой стоимости и определении потребности мы писали в статье «Закупка газа: что учесть заказчику». Теперь рассмотрим не менее важный вопрос: «Когда можно закупать природный газ по прямому договору?».
Закупівля електроенергіїї на 2022: про що подбати заздалегідь
Прежде всего, следует учитывать, что пунктом 3 части 6 статьи 3 Закона о публичных закупках (далее - Закон) предусмотрено, что данный Закон не применяется в случае, если заказчики, определенные в пункте 4 части 1 статьи 2 данного Закона (заказчики четвертой категории), осуществляют закупки таких предметов закупки, как топливно-энергетические ресурсы для производства электрической, тепловой энергии (в т. ч. ядерное топливо (облученное или необлученное, в частности поглощающие стержни систем управления и защиты), ядерные материалы), проведение геологического изучения месторождений полезных ископаемых.
Заказчики четвертой категории — это юридические лица и/или субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в одной или нескольких отдельных сферах хозяйствования и отвечают хотя бы одному из признаков, определенных в п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона.
Под понятием отдельных сфер хозяйствования, в том числе, подразумевается обеспечение транспортировки, распределения, хранения (закачивания, отбора) и поставки природного газа в пользу третьих лиц (заказчиков), добычи природного газа и предоставления услуг установки LNG.
Закон Украины «Об энергосбережении» определяет, что «топливно-энергетические ресурсы» — это совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, которые используются в национальном хозяйстве. Их перечень определен в Законе Украины «Об утверждении Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 года». И в этот перечень входит, в том числе, газ и сланцевый газ.
Таким образом, для заказчиков четвертой категории закупка газа, цель которой предусмотрена пунктом 3 части 6 статьи 3 Закона, может осуществляться без применения требований Закона, что позволяет им заключать договоры в соответствии с ХКУ и ГКУ.
Такие же условия закупки природного газа, осуществляемой оператором газотранспортной системы у заказчика услуг транспортировки в объеме допущенного таким заказчиком положительного суточного небаланса, заказчиком услуг транспортировки у оператора газотранспортной системы в объеме допущенного заказчиком отрицательного суточного небаланса и оператором газотранспортной системы, оператором газохранилищ и операторами газораспределительных систем для обеспечения собственной хозяйственной деятельности (в т. ч. для собственных производственно-технических нужд, покрытия расходов и производственно-технологических расходов, совершения балансирующих действий) в соответствии с Законом Украины «О рынке природного газа», Кодексом газотранспортной системы, Кодексом газохранилищ и Кодексом газораспределительных систем, при условии что такие закупки осуществляются на товарных биржах, деятельность которых регулируется законом, определяющим правовые условия создания и функционирования (деятельности) товарных бирж, и которые отвечают требованиям Кодекса газотранспортной системы (п. 11, 12, 13 ч. 6 ст. 3 Закона).
Кроме того, действие Закона не распространяется на все категории заказчиков в случае, если закупка природного газа осуществляется субъектами рынка природного газа, определенными Законом Украины «О рынке природного газа», на товарных биржах, деятельность которых регулируется законом, определяющим правовые условия создания и функционирования (деятельности) товарных бирж, и которые соответствуют требованиям Кодекса газотранспортной системы (п. 22 ч. 5 ст. 3 Закона).