Чем подтвердить отсутствие конкуренции по техническим причинам

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Отсутствие конкуренции по техническим причинам - это одна из законных оснований для применения переговорной процедуры. Июньские изменения в Законе о публичных закупках уточнили, что такое отсутствие заказчик должен подтвердить документально. Как это сделать, разъясняет эксперт.

 

 

Заказчик может применить переговорную процедуру закупки в порядке исключения в случае, если работы, товары или услуги могут быть выполнены, поставленны или предоставлены исключительно определенным субъектом хозяйствования при наличии отсутствия конкуренции по техническим причинам, которая должна быть документально подтверждена заказчиком.

Требование о документальном подтверждении в Законе № 922 внесено изменениями, установленными Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О публичных закупках »и другие законы Украины относительно совершенствования системы функционирования и обжалования публичных закупок», который вступил в силу с 26.06.2021.

Этими же изменениями в Законе о публичных закупках предусмотрено, что сообщение о намерении заключить договор о закупке по переговорной процедуре закупки должно содержать обоснование применения переговорной процедуры закупки экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения переговорной процедуры закупки.

Таким образом, заказчик должен загрузить документальное подтверждение отсутствия конкуренции по техническим причинам в электронную систему закупок при обнародовании намерения заключить договор о закупке.

 

Обоснование отсутствия конкуренции по техническим причинам

Итак, выясним, что же является документальным подтверждением?

Документ - это материальный носитель, содержащий информацию, основными функциями которого являются ее сохранение и передача во времени и пространстве (ДСТУ 2732).

Официальный документ - это документ, созданный одним или несколькими юридическими лицами, и имеет юридическую силу (ДСТУ 2732).

В случае подтверждения основания для применения переговорной процедуры закупки важна именно юридическая сила документа.

 

 

 

В пример можем привести определение официального документа в УК Украины. Под официальным документом следует понимать документы, содержащие зафиксированную на любых материальных носителях информацию, подтверждающую или удостоверяющую определенные события, явления или факты, которые привели или могут повлечь последствия правового характера, может быть использована как документы - доказательства в правоприменительной деятельности, которые складируются, выдаются или удостоверяются полномочными (компетентными) лицами органов государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, юридических лиц независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также отдельными гражданами, в том числе самозанятыми лицами, которым законом предоставлено право в связи с их профессиональной или служебной деятельностью составлять, выдавать или удостоверять определенные виды документов, составленных с соблюдением определенных законом форм и содержащие предусмотренные законом реквизиты (часть 4 статьи 358 УК Украины).

Таким образом, документальное подтверждение основания для применения переговорной процедуры закупки по техническим причинам отсутствия конкуренции, должно быть официальным документом, подтверждающим такое основание. По сути, такой документ является доказательством наличия соответствующего основания. Форма и орган, выдавший такой документ, определяются с учетом того, что именно является основанием для отсутствия конкуренции.

Например, если конкуренция отсутствует из-за монопольного положения участника, то документальным подтверждением будет его наличие в сводном перечне субъектов естественных монополий, который ведет Антимонопольный комитет Украины. Такой перечень публикуется на сайте Антимонопольного комитета ежемесячно и заказчик может загрузить его оттуда для того чтобы воспользоваться как документальным подтверждением.

В то же время, заказчики могут применять основание отсутствия конкуренции по техническим причинам не только при закупках у субъектов естественных монополий. Ведь, технические причины для отсутствия конкуренции могут возникать и при других условиях, например, как в закупке UA-2021-01-20-004694-b, где основанием было то, что приказом Министерства молодежи и спорта Украины Государственное предприятие «Олимпийский учебно-спортивный центр« Конча-Заспа »» определен как место проведения для целого ряда физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Указанное обоснование не оспаривалось даже при проведении мониторинга закупки и в заключении по его результатам было отмечено, что нарушений не установлено.

 

Таким образом, в этой закупке соответствующий приказ Министерства молодежи и спорта Украины является документальным подтверждением основания для применения переговорной процедуры закупки.

Перечень документов, которые могут подтвердить основание отсутствия конкуренции по техническим причинам, не является исчерпывающим, поскольку зависит от того что именно было такой причиной. Но при этом, такой документ должен подтвердить, что работы, товары или услуги через любые обоснованные и подтвержденные технические причины, в том числе установленные законодательством, могут быть выполнены, поставлены или предоставлены исключительно определенным субъектом хозяйствования при отсутствии при этом альтернативы.

 

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді