У рынка жилищно-коммунальных услуг есть свои определенные особенности. В этой связи заказчикам, которые являются закупщиками и потребителями таких услуг, нужно знать, какие требования установлены Законом.
Какими документами руководствоваться
Функционирование рынка в области жилищно-коммунальных услуг регулируется следующими подзаконными актами.
• постановления Кабинета Министров Украины:
- «Об утверждении Порядка определения технической возможности установления узлов распределительного учета тепловой энергии и экономической целесообразности установления приборов — распределителей тепловой энергии» от 10.10.2018 № 829 (далее — Постановление № 829);
- «Об утверждении Порядка проведения проверки соответствия качества предоставления некоторых коммунальных услуг и услуг по управлению многоквартирным домом параметрам, предусмотренным договором о предоставлении соответствующих услуг» от 27.12.2018 № 1145;
• приказы Минрегиона:
- «Об утверждении Порядка информирования потребителей о намерении изменения цен/тарифов на коммунальные услуги с обоснованием такой необходимости» от 05.06.2018 № 130
- «Об утверждении Порядка рассмотрения органами местного самоуправления расчетов тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, а также расчетов тарифов на коммунальные услуги, поданных для их установления» от 12.09.2018 № 239;
- «Об утверждении Методики распределения между потребителями объемов потребленных в здании коммунальных услуг» от 22.11.2018 № 315.
Закупки электроэнергии у поставщика «последней надежды»
КЭКР для коммунальных услуг
Для отдельных товаров и услуг (в частности, коммунальных) КЭКР определяются согласно приказу Минфина «Об утверждении Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета и Инструкции по применению классификации кредитования бюджета» от 12.03.2012 № 333, а именно:
- 2270 «Оплата коммунальных услуг и энергоносителей»: оплата бюджетными учреждениями (организациями) коммунальных услуг и энергоносителей, включая оплату энергоносителей для производственных и общественных нужд и оплату энергосервиса;
- 2271 «Оплата теплоснабжения»: оплата тепловой энергии, производства, транспортировки и поставки, оплата услуг по поставке тепловой энергии, поставке горячей воды и пары;
- 2272 «Оплата водоснабжения и водоотвода» : оплата воды, водоснабжение, оплата услуги по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу;
- 2273 «Оплата электроэнергии»: плата за электроэнергию (в т. ч. за освещение улиц), включая оплату услуг по ее передаче, распределению и поставке, перетоку реактивной электрической энергии;
- 2274 «Оплата природного газа»: плата за природный газ, включая оплату услуг по распределению природного газа, хранению, поставке и транспортировке; оплата сжиженного (баллонного) газа;
- 2275 «Оплата прочих энергоносителей и прочих коммунальных услуг»: оплата прочих энергоносителей, которые используются в процессе производства теплоэнергии или другого вида энергии; оплата прочих коммунальных услуг, в т. ч. услуг по обращению с бытовыми отходами;
- 2276 «Оплата энергосервиса»: оплата энергосервиса в пределах суммы сокращения расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей (по сравнению с расходами, которые были бы осуществлены при отсутствии энергосервиса).
Предмет закупки для коммунальных услуг
На этом этапе важны названия коммунальных услуг. Чтобы правильно определить предмет закупки для коммунальных услуг, обратитесь к Закону № 2189.
Кроме того, правила, по которым определяют предмет закупки в области публичных закупок, устанавливаются положениями Закона № 922 и Порядка № 708.
Предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком (см. п. 1, 3 раздела І Порядка№ 708):
- согласно пунктам 21 и 34 части 1 статьи 1 Закона № 922 и Национальному классификатору Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденному приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 № 1749 (далее — Единый закупочный словарь);
- согласно показателю четвертой цифры основного словаря.
В придачу к названию предмета закупки, которое определяется по четвертой цифре Единого закупочного словаря, следует указать также конкретное название этого предмета закупки (в нашем случае указывается название коммунальной услуги).
В Законе № 2189 предусмотрено, что нужно указывать следующие названия коммунальных услуг:
- централизованное водоснабжение;
- поставка горячей воды;
- централизованный водоотвод;
- поставка и распределение природного газа;
- поставка тепловой энергии;
- обращение с бытовыми отходами;
- поставка и распределение электрической энергии.
Закупка электроэнергии для общежитий и лифтов
Заключение договоров по закупке коммунальных услуг
Согласно Закону № 2189 от потребителей требуется заключение договоров по предоставлению всего комплекса жилищно-коммунальных услуг. Такой механизм был внедрен законодателями для того, чтобы на рынке не было монополии.
Виды договоров
В области жилищно-коммунальных услуг потребители могут заключать:
• индивидуальные договоры — когда учет предоставляемых услуг ведется:
- на входе в дом и на входе в квартиру;
- только на входе в дом;
• коллективные договоры, которые заключает:
- от имени и по поручению совладельцев — управитель или иное уполномоченное лицо (в частности, ОСББ);
- коллективный потребитель, которым может выступать юридическое лицо, объединяющее индивидуальных потребителей, а именно ЖСК или ОСББ.
Внесение изменений в договор
Законодательством предусмотрено, что цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются по договоренности сторон, кроме тех случаев, когда закон устанавливает регулирование цен (ч. 1 ст. 10 Закона № 2189). В таком случае цены (тарифы) на коммунальные услуги должны устанавливаться местными органами власти или НКРЭКУ.
В случае принятия решения о каком-либо изменении цен (тарифов) на коммунальные услуги предоставитель коммунальных услуг должен сообщить о таком изменении потребителям в течение 15 дней с даты ввода его в действие и в этом сообщении указать ссылку на решения соответствующих органов.