Недействительность договора закупки

RU UA
Природу «недействительного договора» и как избежать проблем по данному вопросу рассмотрим в этой статье.

 

С целью скорейшего обеспечения заведения определенными ТМЦ/работами, заказчик может поспешить и допустить определенные нарушения, которые приведут к тому, что договор признают «недействительным». Предлагаем вашему вниманию несколько условий на «вооружение».

 

Общее понятие недействительного договора

По своей природе публичные закупки являются разновидностью гражданских правоотношений, поэтому на них распространяется действие ГК Украины, в частности предписания главы 16, где предусмотрены общие положения о сделках (статьи 202-236).

В частности, недействительной является сделка, если ее сторонами не соблюдены требования хотя бы одной из 5 частей (с 1-й по 3-ю и 5-6-х) ст.203 ГК Украины (ч.1 ст.215). А сделка, которая противоречит закону, является ничтожной (ч.2 ст.215). И здесь следует заметить, что ряд юристов считает, что ничтожная сделка является разновидностью недействительной.

Впрочем, из анализа практики Верховного Суда (далее — ВС) следует, что ВС указывает на то, что ничтожную сделку невозможно обжаловать в суде, тогда как недействительную сделку можно обжаловать (Постановление Большой Палаты ВС от 04.06.2019 г. по делу № 916/3156/17). То есть, хотя эти два вида сделок создают негативные последствия для сторон, с момента их совершения, осуществление ничтожной сделки не нужно доказывать в суде, тогда как осуществление именно недействительной (оспариваемой) сделки — необходимо.

Как правильно сформировать условия договора о закупке

Если проанализировать предписания ст. 203 ГК Украины, то можно сделать вывод, что для правоотношений по публичным закупкам важны такие нормы:

  • содержание сделки не может противоречить ГК Украины, другим актам гражданского законодательства, а также интересам государства и общества, его моральным принципам (ч.1 ст.203). Фактически эта норма касается ничтожной сделки, которую не возможно обжаловать в суде, поскольку она и так является недействующей;
  • лицо, совершающее сделку (подписывающее договор) должно иметь необходимый объем гражданской дееспособности. То есть, не любой работник заказчика может подписать договор, а только — уполномоченное на это физическое лицо. Также, если от участника договор будет заключен неуполномоченным лицом, такой договор могут признать недействительным. Во избежание проблем в тендерной документации следует прописывать необходимость подачи участниками подтверждения полномочий руководителя, а для ФЛП — его регистрационных документов как предпринимателя;
  •  волеизъявления стороны договора должно быть свободным и отвечать его внутренней воле. Как правило, по этой норме, сторона договора должна доказать, что на нее совершалось давление с целью заключения договора;
  •  сделка должна быть направлена на фактическое наступление правовых последствий, обусловленных ею. То есть, если, скажем, был заключен договор по получению определенных работ, в т.ч. с использованием оборудования участника, а на самом деле участник лишь передал оборудование, а работы выполнял сам заказчик собственными силами, то можно говорить о том, что договор вляется недействительным. Ведь под договором предоставления работ фактически скрыли договор поставки ТМЦ или предоставления услуг аренды таких ТМЦ.

 

 

Особенности недействительного договора по Закону № 922

Хотя осуществления публичных закупок и опирается на требования гражданского законодательства, есть определенные специфические нюансы, которые установлены специальным Законом № 922. Так, в ст. 41 указанного Закона

приведены основные требования к договору о закупке и о порядке внесения изменений в него (дополнительные соглашения).

В частности, победитель закупки, когда заключает договор, должен предоставить ряд документов:

  • о наличии права на подписание договора. Как было сказано выше, заказчик должен проверить, имеет ли право лицо, подписывающее договор, представлять интересы победителя. В таком случае следует истребовать учредительные документы, приказы, доверенности, в зависимости от лица представителя победителя;
  •  о наличии лицензии или иного разрешительного документа на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности. В таких случаях победителям предоставляется копия, если такие разрешительные документы предусмотренные законодательством, или требованиями заказчика (в тендерной документации/объявлении об упрощенной закупке/во время проведения переговорной процедуры). Например, если победитель собирается поставлять или хранить топливо, он должен иметь соответствующие лицензии

 

Слід пам’ятати, що істотні умови договору не можна змінювати, окрім випадків, що передбачені ч.5 ст.41 Закону № 922. Детальніше у статті «Як укласти тендерний договір: секрети успішної закупівлі».

Еще одной особенностью публичных закупок является то, что запрещается заключать договор, по которому сначала производится оплата заказчиком, а затем проводится процедура закупок, или такой процедуры вообще не происходит.

Если же условия договора отличаются от условий тендерного предложения победителя, то такой договор автоматически становится ничтожным.

Следует помнить, что существенные условия договора нельзя менять, кроме случаев, предусмотренных ч.5 ст.41 Закона № 922. Подробнее в статье «Как заключить тендерный договор: секреты успешной закупки».

 

Кто может оспорить договор

Как следует из судебной практики, это могут сделать: сам заказчик, участники (в т.ч. победитель), Госаудитслужба и прокуратура.

Впрочем, в последнее время суды очень внимательно изучают вопрос о том, имела ли право прокуратура оспаривать договор и при отсутствии надлежащих действий прокуратуры, возвращают исковое заявление о признании договора недействительным. Так, в Постановлении от 18.09.2020 г. по делу № 910/5367/20 ВС отметил, что прокурором не соблюдены процедуры предварительного обращения к субъекту властных полномочий (предписания ч. 4 ст. 23 Закона «О прокуратуре»), поэтому были все основания для возвращения искового заявления. Впрочем, следует помнить, что прокуратура может устранить такие недостатки и вновь обратиться в суд с исковым требованием — признать договор недействительным.

 

Основания для признания договора недействительным

У каждого из перечисленных выше субъектов могут быть свои основания для признания договора недействительным.

Так, заговорщик, может выяснить, что победитель предоставил ложную информацию о себе, и предположить, что целью такого субъекта хозяйствования было не заключение договора поставки или предоставление услуг/работ, а завладение имуществом (деньгами) государства. Похожая ситуация была рассмотрена ВС в Постановлении от 01.09.2020 г. по делу № 911/162/19.

Желание выиграть процедуру закупок может побудить участника к оспариванию договора в суде. Тогда как Госаудитслужба и прокуратура будут пытаться доказать, что договор является недействительным, поскольку нарушает интересы государства и общества. Так, по делу № 910/12402/18 участник (не победитель) настаивал на том, что победитель предоставил ценовое предложение после проведения торгов. ВС в Постановлении от 30.05.2019 г. согласился с судами предыдущих инстанций, что при таких обстоятельствах договор является недействительным. Так, по делу № 920/551/19 Госаудитслужба просила признать недействительным договор, учитывая то, что его условия отличаются от содержания тендерного предложения. Впрочем, ВС в Постановлении от 21.05.2020 г. отказал в удовлетворении исковых требований из-за того, что такой договор является ничтожным.

Еще одной ошибкой, которую допускают те, кто оспаривают договор, является следующая. В Постановлении от 09.06.2020 г. по делу № 910/1844/19 ВС указал на то, что при рассмотрении данного дела не установлено оснований для признания незаконным и отмены решения конкурсной комиссии, а также нет и обстоятельств, которые подтверждали бы наличие оснований для признания недействительным заключенного по результатам спорного конкурса договора. То есть, если решение тендерной комиссии (уполномоченного лица) не отменено, либо не отменяется одновременно с требованием признать договор недействительным, у суда нет оснований для удовлетворения иска. Поэтому заказчику нужно обращать внимание на то, требует ли истец также отмены результата закупок. Вместе с тем заказчик тоже может допустить ошибки. Так, в Постановлении от 27.03.2019 р. по делу № 905/1250/18 ВС отметил, что заказчиком не было учтено, что участниками спорной закупки были связаны (с заказчиком) лица. При таких обстоятельствах ВС поддержал исковые требования прокуратуры о признании недействительным решения тендерного комитета и признании недействительным договора.

Последствия для заказчика

С момента вступления в законную силу, решением суда о признании договора недействительным, такой договор станет недействительным с момента его заключения. Правовые последствия определены в ст. 216 ГК Украины, в частности, предусмотрено, что стороны возвращают друг другу в натуре все, что они получили по этой сделке. А в случае, когда, в частности, полученными являются услуги/работы, то нужно возместить стоимость полученного по ценам, существующим на момент возмещения.

При таких обстоятельствах заказчик будет вынужден вернуть ТМЦ или стоимость работ/услуг.

Кроме того, придется проводить новую закупку с учетом всех недостатков, допущенных в предыдущей.

А к должностным лицам заказчика, допустивших нарушения, Госаудитслужба может применить штраф по ст. 164-14 КУоАП от 25 500 грн до 51 000 грн за первое нарушение и от 51 000 грн до 85 000 грн за повторное нарушение в течение года.

Итак, заказчикам нужно внимательно относиться как к требованиям тендерной документации, так и изучению предложения, дополнительных документов, которые предоставляют участники и победители. Кроме этого, нужно внимательно соблюдать требования Закона № 922. Также, стоит проверять в открытых официальных источниках информации, уполномоченных лиц юридического лица-участника, наличие у него разрешительных документов и тому подобное.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді