Ковидные закупки

RU UA
Мировая пандемия, вызванная COVID-19, продолжает вносить изменения не только в повседневную жизнь, но и в закупочные процедуры. Какими документами руководствоваться при закупке товаров и услуг для борьбы с коронавирусом. Назначать ли отдельное уполномоченное лицо для таких закупок и как не подвергнуться штрафам — разъясняем в статье.

Карантинным мерам — более года, но конец этому сложному периоду пока не просматривается. Поэтому закупки товаров, работ и услуг, необходимых для проведения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19) на территории Украины, продолжают быть актуальными.

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни» (далее — Закон № 530) вывел такие закупки из-под действия Закона Украины «О публичных закупках».

Кроме того, коронавирусные закупки освобождены от обложения НДС. Это определено постановлением КМУ от 20.03.2020 № 224 «Об утверждении перечня товаров (в том числе лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования), необходимых для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS- CoV- 2, операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины и/или операции по поставке которых на таможенной территории Украины освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость».

Постановлением КМУ от 20.03.2020 № 225 «Некоторые вопросы закупки товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID- 19, вызванной коронавирусом SARS- CoV-2, на территории Украины» (далее — Постановление № 225) утвержден Порядок проведения заказчиками коронавирусных закупок. Порядок предусматривает несколько иной алгоритм, чем для «обычных» закупок. Благодаря этому удается быстро обеспечивать потребность в таких необходимых закупках.

Этим постановлением утвержден и Перечень товаров, работ и услуг, которые могут закупаться согласно соответствующему Порядку для коронавирусных закупок. Перечень – исчерпывающий, и заказчики не могут применять Порядок коронавирусных закупок для товаров, работ и услуг, которые не указаны в нем.

Постановление № 225 в течение года неоднократно менялось, поэтому рассмотрим Порядок коронавирусных закупок, действующий в марте 2021 года.

Кто отвечает за закупки для борьбы с ковидом

Коронавирусные закупки у заказчика проводит лицо, уполномоченное им на их проведение.

Внимание! Это должно быть именно отдельное уполномоченное заказчиком лицо, а не тендерный комитет (ТК) или уполномоченное лицо (УЛ). В то же время, ничего не запрещает определить такое лицо из работников – УЛ или членов ТК. В таком случае их обязанности должны быть разграничены и оформлены отдельным распорядительным документом заказчика.

Если коронавирусных закупок в организации заказчика много, то не стоит ими нагружать УЛ или ТК, а целесообразнее определить отдельное уполномоченное лицо по ковидным закупкам, которое будет отвечать исключительно за такие закупки.

Порядок проведения закупки для борьбы с COVID-19

Как и любые другие закупки, коронавирусные начинаются с планирования. Планирование ковидных закупок осуществляется заказчиком на основании имеющейся потребности в закупке товаров, работ и услуг.

Уполномоченное заказчиком лицо планирует закупки и вносит информацию в годовой план закупок в ЭСЗ.

Кроме общеопределенной информации в годовом плане закупок необходимо указать технические, качественные и другие характеристики предмета закупки.

Закон и Постановление № 225 не устанавливают обязанности обобщения заказчиком информации по обычным закупкам и коронавирусным, однако заказчик может это сделать во избежание такого нарушения, как деление предмета закупки, и применения неправильного вида закупки.

Как уже было сказано, организует и проводит ковидные закупки отдельное уполномоченное заказчиком лицо.

Закон позволяет заказчику самостоятельно выбирать участника, с которым будет заключен договор о коронавирусной закупке. Заказчик также имеет право самостоятельно устанавливать критерии добропорядочности и надежности выбора лица, с которым будет заключен договор о закупке.

Уполномоченное заказчиком лицо по ковидным закупкам обеспечивает составление, утверждение и хранение соответствующих документов по вопросам закупок. Все решения такого лица оформляются протоколом с указанием даты принятия решения.

Таким образом, уполномоченное заказчиком лицо должно составить протокол о решении заключить договор с соответствующим участником и может обосновать в нем основания выбора именно этого участника для поставки коронавирусных закупок.

Такие решения должны приниматься с соблюдением принципов, определенных в Постановлении № 225. Уполномоченное заказчиком лицо по ковидным закупкам также обеспечивает обнародование в ЭСЗ необходимой информации.

Внимание! Коронавирусные закупки выведены из-под действия Закона о публичных закупках, но порядок и сроки обнародования этих документов те же, что и в статье 10 Закона № 922.

При проведении коронавырусных закупок заказчик обязан обнародовать в ЭСЗ необходимую информацию. Для наглядности представим в таблице сроки ее обнародования.

Информация, которую необходимо обнародоватьСроки обнародования информации
Отчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок

В течение 3 рабочих дней со дня заключения договора о закупке

Договор о закупке и все приложения к немуВ течение 3 рабочих дней со дня заключения договора
Отчет о выполнении договора о закупкеВ течение 20 рабочих дней со дня окончания срока действия договора о закупке или его выполнения сторонами, или его расторжения

Кроме того, уполномоченное заказчиком лицо должно обнародовать информацию из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований о конечном бенефициарном владельце юридического лица, с которым заказчик заключил договор. Такая информация предусмотрена п. 9 ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований».

Важно при расчете потребности для коронавирусных закупок

Заказчик должен четко ориентироваться, какие закупки относятся к коронавирусным, а какие – нет. Ведь если он ошибется, то рискует получить штраф.

Если заказчик применит порядок коронавирусных закупок для закупок, не входящих в перечень товаров, работ и услуг, определенных Постановлением № 225, то фактически он рискует лишиться упрощенной закупки или процедуры закупки.

Напомним об ответственности:

согласно статье 16414 КУоАП приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок в соответствии с требованиями Закона влекут за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика от 25 500 грн до 51 000 грн, а заключение договоров, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок, определенных Законом, влечет за собой наложение штрафа на руководителя заказчика от 34 000 грн до 170 000 грн.

Кроме того, штраф предусмотрен и за нарушение порядка обнародования информации о проведении коронавирусных закупок. В частности, необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках, проводимых в соответствии с положениями Закона № 530, влечет за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика в размере 1700 грн. Повторное нарушение в течение года будет стоить штрафа в размере 3400 грн.

Учитывая что для многих медицинских заведений необходимость в коронавирусных закупках – постоянна и такие закупки проводятся ежедневно, заказчик при несоблюдении требований Закона может получить штраф дважды в течение одного года.

Поэтому важно правильно определять потребность в закупках, четко различая, что относится к ковидным закупкам, а что – нет, и следить за обнародованием необходимой информации, в частности ее полнотой и своевременностью.

Ключевым условием при определении товаров, работ и услуг, которые должны закупаться в порядке, предусмотренном для коронавирусных закупок, является их наличие в Перечне, утвержденном Постановлением № 225. Предметы, не включенные в этот Перечень, закупаются в соответствии с требованиями Закона № 922.

Заказчики должны ориентироваться, кто именно и что может закупать из утвержденного Перечня.

Например, транспортные средства, перечисленные в разделе «Транспортные средства для заведений здравоохранения системы экстренной медицинской помощи и санитарной авиации (авиационной медицины)», могут закупаться только соответствующими учреждениями, указанными в названии раздела.

То же касается и товаров из разделов «Медицинское оборудование для заведений здравоохранения, оказывающих помощь пациентам, больным СOVID-19» и «Медицинские изделия (расходные материалы) для патологоанатомических отделений».

А вот средства индивидуальной защиты согласно Порядку коронавирусной закупки могут закупать любые заказчики, а не только медицинские учреждения.

Требования к качеству предмета закупки для борьбы с ковидом

Последние изменения в Постановление № 225 все больше ориентированы не только на детализацию и расширение возможностей осуществлять закупки в отдельном порядке, предусмотренном для коронавирусных закупок, но и на качество закупленных товаров.

Постановлением КМУ от 27.01.2021 № 54 «О внесении изменений в перечни, утвержденные постановлениями КМУ от 20.03. 2020 г. № 224 и 225» предусмотрено прилагать к некоторым товарам, указанным в перечнях, документ о соответствии ДСТУ EN 14683:2014 и/или EN 14683:2005 и документ о соответствии ДСТУ EN 14126:2008 и/или EN 14126:2003.

Кроме того, заказчик при проведении коронавирусной закупки должен учитывать требования Закона Украины «О технических регламентах и оценке соответствия» и получить от участника декларацию о соответствии. Но могут быть исключения, предусмотренные постановлением КМУ от 20.03.2020 № 226 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины». Они позволяют вместо декларации о соответствии предоставлять сообщение Государственной службы по вопросам труда о вводе в обращение средств индивидуальной защиты, по которым не выполнены требования технических регламентов.

Заказчик может учитывать такие нюансы при установлении критериев добропорядочности и надежности выбора лица, с которым будет заключен договор о закупке.

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді