Что такое неценовые критерии оценки предложения
Для оценки тендерных предложений / предложений в закупках вместе с такими критериями, как цена или стоимость жизненного цикла, могут применяться другие критерии, то есть неценовые.
Согласно п. 3. ч. 3 ст. 29 Закона о публичных закупках (далее — Закон № 922) такими другими критериями являются, в частности:
- условия оплаты;
- срок выполнения;
- гарантийное обслуживание;
- передача технологии и подготовка управленческих, научных и производственных кадров;
- принятие мер по охране окружающей среды и/или социальной защите, связанных с предметом закупки.
Заказчик оценивает выгоду от применения таких критериев не в денежном измерении, а в виде дополнительных преимуществ.
Каждый неценовой критерий имеет свой вес, который определяется в процентах.
До апреля 2020 года применение неценовых критериев ограничивалось только закупками, имеющими сложный или специализированный характер.
Действующая на сегодняшний день редакция Закона № 922 позволяет применять неценовые критерии во всех закупках.
Заказчик самостоятельно выбирает, какие неценовые критерии он желает применить в закупке. Информацию об этом, а также о стоимостном эквиваленте или удельном весе этих критериев в общей оценке тендерных предложений / предложений он публикует в объявлении о проведении закупки и в тендерной документации.
Общий удельный вес неценовых критериев не может быть выше, чем 30 %, кроме случаев применения процедуры конкурентного диалога.
При создании неценового показателя в электронной системе закупок (далее — ЭСЗ), заказчик должен указать:
- однозначное и понятное для поставщика название критерия;
- детальное описание неценового критерия (подсказку);
- возможные опции (варианты) и вес каждой из этих опций (вариантов).
В таком случае участник, подавая предложение, должен не только назвать цену, но и выбрать одну из предложенных заказчиком опций критерия, которую он может обеспечить.
После учета цены предложения и веса неценового критерия ЭСЗ автоматически определяет «приведенную цену» предложения каждого из участников.
![image94](/webpcache/images/branding/logo_dz_computer.png.webp)
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Что такое приведенная цена
Согласно определению, содержащемуся в ч. 1 ст. 1 п. 23 Закона № 922, приведенная цена — это цена, указанная участником в тендерном предложении / предложении и пересчитанная по математической формуле с учетом показателей других критериев оценки, определенных заказчиком в тендерной документации / объявлении о проведении упрощенной закупки.
Приведенная цена определяется в Прозорро автоматически.
Цена, предложенная участником, и приведенная цена отображаются на странице перед началом аукциона и сохраняются после его окончания.
Сравнивая приведенные цены, ЭСЗ определяет рейтинг участников от наименьшей приведенной цены к наибольшей. Однако договор с победителем заказчик подписывает по цене аукциона, а не по приведенной цене.
То есть приведенная цена используется только для сравнения предложений участников.
Напоминаем, что заказчикам и участникам не нужно вручную рассчитывать приведенную цену. Но для того чтобы показать логику ее определения, представим формулу:
Приведенная цена = Цена предложения / Коэффициент коррекции (КК)
КК определяется по формуле:
КК = 1 + (F1 + F2 +...+Fn) / PV,
где: F1…Fn — значение каждого неценового критерия, выбранного поставщиком;
PV — вес критерия «Цена» — результат вычитания суммы максимальных опций неценовых критериев от 100.
Пример применения неценовых критериев
Заказчик самостоятельно определяет, какие неценовые критерии применять, в каком количестве и применять ли вообще.
Рассмотрим пример применения нескольких неценовых критериев.
Заказчик создал два неценовых критерия (см. табл.):
№ п/п | Критерии/Опции | Вес, % |
Срок выполнения работ | 10 | |
1 | менее 30 дней | 10 |
2 | от 30 до 60 дней | 5 |
3 | свыше 60 дней | 0 |
Гарантийный период | 10 | |
1 | свыше 18 месяцев | 10 |
2 | от 6 до 18 месяцев | 5 |
3 | менее 6 месяцев | 0 |
Финансовая состоятельность участника: что требовать и как проверять
Как видим, суммарный максимальный удельный вес обоих неценовых критериев составляет 20 %, а значит, заказчик выполнил требование Закона в этой части.
Вес критерия «Цена» как результат вычитания суммы максимальных опций неценовых критериев от 100 равен 80 %.
Поставщик подал предложение на сумму 10 000 грн, указав в нем:
- срок выполнения работ – 25 дней (что равно значению 10% по этому критерию);
- гарантийный период – 6 месяцев (что равно значению 5% по этому критерию).
Определим коэффициент коррекции этого предложения:
КК = 1 + (0,1 + 0,05) : 0,8 = 1,19
Приведенная цена, с которой поставщик будет участвовать в аукционе, равна:
10 000 грн : 1,19 = 8 403 грн
Внимание! Поставщики участвуют в понижающем аукционе по приведенной цене, но договор с победителем подписывается на сумму приведенной цены, умноженной на коэффициент коррекции.
Поэтому, если, допустим, в нашем примере поставщик в ходе аукциона снизит приведенную цену с 8403 грн до 7000 грн, то в случае его победы в аукционе и успешной квалификации заказчиком договор с этим поставщиком будет подписан на сумму: 7 000 грн х 1,19 = 8330 грн.
Выводы
На сегодняшний день Закон № 922 позволяет применять неценовые критерии во всех закупках.
Неценовые критерии определяют дополнительное преимущество предложения, которое может повлиять на выбор победителя тендера.
В целом применение неценовых критериев способствует эффективному использованию публичных средств и закупке более качественных, безопасных и экологических товаров, работ или услуг.
На практике же заказчики нередко сознательно не используют такие критерии из-за отсутствия:
- исчерпывающего перечня неценовых критериев;
- понимания, что такое дискриминация в неценовых критериях;
- единого подхода в практике и решениях Антимонопольного комитета Украины.
Кроме того, заказчики не понимают, как проверить участников на соответствие неценовым критериям.
Таким образом, взвесив все преимущества и трудности применения неценовых критериев, каждый заказчик самостоятельно решает, применять их в закупках или нет.