Неценовые критерии закупки
Что такое неценовые критерии оценки предложения
Согласно п.31 Особенностей № 1178, в тендерном предложении заказчик кроме цены может установить другие критерии оценки, так называемые «неценовые критерии». То есть заказчик может оценить выгоду от применения таких критериев в виде дополнительных преимуществ, которые делают предмет закупки более эффективным.
Согласно п.36 Особенностей №1178, если заказчиком установлены неценовые критерии в соответствии с методикой оценки, то по истечении срока для представления тендерных предложений, определенного заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, в ЕСЗ автоматически определяются показатели таких критериев и приведенная цена, после чего раскрывается информация о приведенной цене.
При этом в тендерной документации определяется стоимостный эквивалент неценовых критериев или удельный вес таких критериев в общей оценке тендерных предложений.
Удельный вес для каждого критерия заказчик определяет самостоятельно и определяет максимальную долю веса неценовых критериев в соотношении к цене. Удельный вес ценового критерия не может быть ниже 70 процентов. То есть, все неценовые критерии не могут составлять более 30 процентов.
Как указано, в п.37 Особенностей № 1178 наиболее экономически выгодным тендерным предложением ЕСЗ определяет тендерное предложение, цена/приведенная цена которого является самой низкой.
- Как с помощью анализа цен на рынке сделать расчет ожидаемой стоимости и надлежащим образом его оформить
- Как учесть в ожидаемой стоимости инфляционные риски
- Когда и как проводить предварительные рыночные консультации
- Должно ли УЛ документально подтверждать выбор поставщика и цену
- Должно ли УЛ составлять протокол об определении ожидаемой стоимости
- Как учитывать индекс инфляции в ожидаемой стоимости предмета закупки
Приведенная цена предложения
Приведенная цена – цена, указанная участником в тендерном предложении/предложении и перечисленная по математической формуле с учетом показателей других критериев оценки, определенных заказчиком в тендерной документации (п.23 ч.1 ст.1 Закона № 922).
Другие критерии оценки определяет пп.3ч.3 ст.29 Закона № 922 (список не исчерпывающий)
Неценовые критерии оценки
Вид критерия | Объяснение |
Условия оплаты | Заказчику выгоднее оплатить предмет закупки как можно позже в пределах бюджетного года. Поэтому, чем больше срок дается поставщиком на оплату, после поставки товара (подписание акта приема-передачи работ/услуг), тем выгоднее его условия будут выглядеть для заказчика. Например, при отсрочке оплаты на 30 суток со дня поставки удельный вес критерия может составлять 5%, а в случае до 60 суток – 10%. А вот оплата в течение трех суток – 0% |
Срок выполнения | Чем скорее поставщик может поставить товар, выполнить работы/услуги, тем выгоднее он будет выглядеть для заказчика. Например, выполнение ремонта до 10 суток – 20%, выполнение до 20 суток – 10%, более 20 суток – 0% |
Гарантийное обслуживание | Выбирая товары, в частности, технику, заказчики обращают внимание на способность товара сохранять необходимые параметры в течение его использования. Например, в технике, кроме технических характеристик, важна продолжительность периода, в течение которого она будет работать без проблем. В таком случае, чем дольше действует гарантия, тем больше вероятность того, что товар – качественный. К примеру, гарантия на компьютер до 3 лет составит - 0%, гарантия от 3 до 5 лет – 10%, более 5 лет – 15 % |
Передача технологии и подготовка управленческих, научных и производственных кадров | Речь идет о дополнительных условиях между лицами, которым принадлежат и/или полностью или частично передаются имущественные права на технологию или ее составляющие. Или о специальном обучении работников. В таком случае, для заказчиков будет выгоднее заключить дополнительные условия с поставщиком которой имеют такие технологии или знания. В этом случае наличие таких дополнительных услуг будет значительно более эффективным для закупки, чем низкая цена. К примеру, поставщик дополнительными услугами может получить до 30 %. В то время как отсутствие такой возможности у поставщика составит – 0% |
Меры охраны окружающей среды и/или социальной защиты | Предметы закупки с меньшим влиянием на окружающую среду будут побуждать хозяйствующих субъектов к модернизации их оборудования и созданию более благоприятных условий для окружающей среды. Это же касается трудоустройства у участников определенных социальных групп, нуждающихся в дополнительной социальной защите. К примеру, поставщик с энергосберегающими технологиями может получить до 30 %. В то время как обычные технологии у поставщика составят – 0% |
Заказчики по своему усмотрению могут устанавливать и другие нецелевые критерии. Главное иметь возможность объяснить, почему такой критерий не дискриминационный.
Судебное дело №640/16053/19
В постановлении ВС от 28.11.2022 было установлено, что требование не дискриминационное, когда заказчик установил неценовой критерий оценки предложения — «вес пациента». По этому делу удельный вес критерия «вес пациента» зависел от характеристик оборудования и составлял: по возможности предоставления услуг пациенту весом не менее 240 кг — 30%; при возможности предоставления услуг пациенту весом не менее 230 кг – 15%; при возможности предоставления услуг пациенту весом не менее 210 кг – 10%.
Особенностью такой медицинской задачи было то, что необходимо было закупить комплекс медицинских услуг, которые должны предоставлять любым пациентам независимо от их веса.
Впрочем, применять неценовые критерии нужно обоснованно с целью осуществления эффективной закупки.
Неценовые критерии закупки: примеры
Рассмотрим пример применения двух неценовых критериев, но напомним, что для определения приведенной цены используется следующая формула:
Приведенная цена = Цена предложения / Коэффициент коррекции (КК)
Сам Коэффициент коррекции рассчитывается по следующей формуле:
КК = 1 + (F1 + F2 + Fn) / PV , где
КК – коэффициент коррекции;
F1, Fn – значение каждого неценового критерия, выбранного участником;
PV – вес критерия "Цена".
Допустим, заказчик собирается приобрести горючее из-за получения топливных карт с заправкой авто на АЗС поставщика. Тогда для него важно расстояние до АЗС. Также заказчик хочет учесть возможность предоставления Законом № 922 и учесть меры социальной защиты и помочь ВПЛ.
Итак, ТД может выглядеть так:
Удельный вес критериев:
Цена – 75%;
Расстояние от АЗС участника до базы учреждения (км) – 20%:
расстояние от АЗС до 10 км – 20%;
расстояние от АЗС от 10 до 15 км – 15%;
расстояние от АЗС более 15 км – 0%.
Трудоустройство ВПЛ у участника – 5%:
трудоустройство 3 человек – 5%;
трудоустройство 1 человека – 2%;
отсутствие трудоустройства ВПЛ – 0%.
Допустим, участник подал предложение на 100 000 грн (цена для удобства учета), указав:
- расстояние от АЗС – до 10 км (равно значению 20% по критерию, установленному заказчиком);
- трудоустройство 1 ВПЛ (равно 2% по критерию).
Тогда:
УК = 1+ (0,2 + 0,02): 0,75 = 1,29
Следовательно, приведенная цена участника будет равна:
100 000 грн/1,29=77519,38 грн.
Важно! Приведенная цена используется только для сравнения предложения и не является ценой договора закупки.