Неценовые критерии закупки

RU UA
Какие преимущества получит заказчик при использовании неценовых критериев оценки предложений участников? Какой удельный вес таких критериев может устанавливаться и почему некоторые заказчики сознательно не применяют неценовые критерии? Ответы — в статье.

Что такое неценовые критерии оценки предложения

Для оценки тендерных предложений / предложений в закупках вместе с такими критериями, как цена или стоимость жизненного цикла, могут применяться другие критерии, то есть неценовые.

Согласно п. 3. ч. 3 ст. 29 Закона о публичных закупках (далее — Закон № 922) такими другими критериями являются, в частности:

  • условия оплаты;
  • срок выполнения;
  • гарантийное обслуживание;
  • передача технологии и подготовка управленческих, научных и производственных кадров;
  • принятие мер по охране окружающей среды и/или социальной защите, связанных с предметом закупки.

Заказчик оценивает выгоду от применения таких критериев не в денежном измерении, а в виде дополнительных преимуществ.

Каждый неценовой критерий имеет свой вес, который определяется в процентах.

До апреля 2020 года применение неценовых критериев ограничивалось только закупками, имеющими сложный или специализированный характер.

Действующая на сегодняшний день редакция Закона № 922 позволяет применять неценовые критерии во всех закупках.

Заказчик самостоятельно выбирает, какие неценовые критерии он желает применить в закупке. Информацию об этом, а также о стоимостном эквиваленте или удельном весе этих критериев в общей оценке тендерных предложений / предложений он публикует в объявлении о проведении закупки и в тендерной документации.

Нецінові критерії закупівліОбщий удельный вес неценовых критериев не может быть выше, чем 30 %, кроме случаев применения процедуры конкурентного диалога.

При создании неценового показателя в электронной системе закупок (далее — ЭСЗ), заказчик должен указать:

  • однозначное и понятное для поставщика название критерия;
  • детальное описание неценового критерия (подсказку);
  • возможные опции (варианты) и вес каждой из этих опций (вариантов).

В таком случае участник, подавая предложение, должен не только назвать цену, но и выбрать одну из предложенных заказчиком опций критерия, которую он может обеспечить.

После учета цены предложения и веса неценового критерия ЭСЗ автоматически определяет «приведенную цену» предложения каждого из участников.

Что такое приведенная цена

Согласно определению, содержащемуся в ч. 1 ст. 1 п. 23 Закона № 922, приведенная цена — это цена, указанная участником в тендерном предложении / предложении и пересчитанная по математической формуле с учетом показателей других критериев оценки, определенных заказчиком в тендерной документации / объявлении о проведении упрощенной закупки.

Приведенная цена определяется в Прозорро автоматически.

Цена, предложенная участником, и приведенная цена отображаются на странице перед началом аукциона и сохраняются после его окончания.

Сравнивая приведенные цены, ЭСЗ определяет рейтинг участников от наименьшей приведенной цены к наибольшей. Однако договор с победителем заказчик подписывает по цене аукциона, а не по приведенной цене.

То есть приведенная цена используется только для сравнения предложений участников.

Напоминаем, что заказчикам и участникам не нужно вручную рассчитывать приведенную цену. Но для того чтобы показать логику ее определения, представим формулу:

Приведенная цена = Цена предложения / Коэффициент коррекции (КК)

КК определяется по формуле:

КК = 1 + (F1 + F2 +...+Fn) / PV,

где: F1…Fn — значение каждого неценового критерия, выбранного поставщиком;

PV — вес критерия «Цена» — результат вычитания суммы максимальных опций неценовых критериев от 100.

Пример применения неценовых критериев

Заказчик самостоятельно определяет, какие неценовые критерии применять, в каком количестве и применять ли вообще.

Рассмотрим пример применения нескольких неценовых критериев.

Заказчик создал два неценовых критерия (см. табл.):

№ п/п

Критерии/Опции

Вес, %

Срок выполнения работ

10

1

менее 30 дней

10

2

от 30 до 60 дней

5

3

свыше 60 дней

0

Гарантийный период

10

1

свыше 18 месяцев

10

2

от 6 до 18 месяцев

5

3

менее 6 месяцев

0

Финансовая состоятельность участника: что требовать и как проверять

Как видим, суммарный максимальный удельный вес обоих неценовых критериев составляет 20 %, а значит, заказчик выполнил требование Закона в этой части.

Вес критерия «Цена» как результат вычитания суммы максимальных опций неценовых критериев от 100 равен 80 %.

Поставщик подал предложение на сумму 10 000 грн, указав в нем:

  • срок выполнения работ – 25 дней (что равно значению 10% по этому критерию);
  • гарантийный период – 6 месяцев (что равно значению 5% по этому критерию).

Определим коэффициент коррекции этого предложения:

КК = 1 + (0,1 + 0,05) : 0,8 = 1,19

Приведенная цена, с которой поставщик будет участвовать в аукционе, равна:

10 000 грн : 1,19 = 8 403 грн

Внимание! Поставщики участвуют в понижающем аукционе по приведенной цене, но договор с победителем подписывается на сумму приведенной цены, умноженной на коэффициент коррекции.

Поэтому, если, допустим, в нашем примере поставщик в ходе аукциона снизит приведенную цену с 8403 грн до 7000 грн, то в случае его победы в аукционе и успешной квалификации заказчиком договор с этим поставщиком будет подписан на сумму: 7 000 грн х 1,19 = 8330 грн.

Выводы

На сегодняшний день Закон № 922 позволяет применять неценовые критерии во всех закупках.

Неценовые критерии определяют дополнительное преимущество предложения, которое может повлиять на выбор победителя тендера.

В целом применение неценовых критериев способствует эффективному использованию публичных средств и закупке более качественных, безопасных и экологических товаров, работ или услуг.

На практике же заказчики нередко сознательно не используют такие критерии из-за отсутствия:

  • исчерпывающего перечня неценовых критериев;
  • понимания, что такое дискриминация в неценовых критериях;
  • единого подхода в практике и решениях Антимонопольного комитета Украины.

Кроме того, заказчики не понимают, как проверить участников на соответствие неценовым критериям.

Таким образом, взвесив все преимущества и трудности применения неценовых критериев, каждый заказчик самостоятельно решает, применять их в закупках или нет.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді