Заявление на возврат товара ненадлежащего качества
Когда можно обратиться с заявлением о возврате товара
Напомним, что согласно п.17 Особенностей № 1178, договор о закупке заключается в соответствии с предписаниями ГК и ГК, с учетом этих особенностей и Закона № 922. Следовательно, следует руководствоваться предписаниями именно ГК и ГК.
Обратите внимание, что на данные правоотношения не распространяется действие Закона «О защите прав потребителей», ведь согласно п.22 ст.1, потребитель – физическое лицо, приобретающее, заказывающее, использующее или намеренное приобрести или заказать продукцию для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или исполнением обязанностей наемного работника.
Следовательно, при возврате товара ненадлежащего качества, следует руководствоваться предписаниями статей 688, 708, 709 ГК, статей 268, 269 ГК.
Так, согласно ч.1 ст.688 ГК, покупатель (заказчик) обязан сообщить продавцу о нарушении условий договора купли-продажи по количеству, ассортименту, качеству, комплектности, тары и (или) упаковке товара в срок, установленный договором или актами гражданского законодательства, а если такой срок не установлен, – в разумный срок после того, как нарушение могло быть обнаружено в соответствии с характером и назначением товара.
В случае неисполнения покупателем этой обязанности, продавец имеет право частично или в полном объеме отказаться от удовлетворения соответствующих требований покупателя, если продавец докажет, что неисполнение покупателем обязанности сообщить продавцу о нарушении условий договора купли-продажи повлекло за собой невозможность удовлетворения его требований или повлечет за собой для продавца расходы, превышающие его расходы при своевременном уведомлении о нарушении условий договора.
Важно! Согласно ч.2 ст.688 ГК, если продавец знал или мог знать о том, что переданный покупателю товар не соответствует условиям договора купли-продажи, он не имеет права ссылаться на то, что не получил от покупателя уведомление о нарушении условий договора, и последствия неисполнения покупателем этой обязанности, установленные частью первой этой статьи.
- Как быть, если участник не предоставил гарантийное письмо об обязательстве заменить товар, декларацию производителя и/или сертификата качества
- Требование в ТД предоставить образец товара: как потом отклонять за ненадлежащее качество
- Как проверить документы, подтверждающие качество товара
- Когда принимать от участника сертификаты качества или паспорта качества с пометкой «образец»
Согласно ч.8 ст.268 ГК, в случае если покупатель отказался от принятия товаров, не отвечающих по качеству стандартам, техническим условиям (при наличии), образцам (эталонам) или условиям договора, поставщик обязан распорядиться товарами в десятидневный срок, а относительно скоропортящихся товаров - в течение 24 часов с момента получения уведомления покупателя об отказе от товаров.
Западный апелляционный хозяйственный суд в постановлении от 22.04.2024 указал, что у покупателя отсутствуют:
- право требования по возврату уплаченной суммы за товар;
- право на возврат поставленного товара, от которого отказался покупатель.
Следовательно, и отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска покупателя. Суд исходил из того, что покупатель принял поставленный продавцом товар по договору поставки в соответствии с накладной, без каких-либо замечаний по качеству товара.
Следовательно, обратиться с заявлением о возврате товара можно при наличии следующих условий:
Условие | Информация |
Условия качества товара зафиксированы в договоре | По меньшей мере, нужно указать, что качество поставляемого товара должно соответствовать стандартам, техническим условиям другой технической документации, устанавливающим требования к их качеству товаров. |
В договоре указан порядок действий сторон, в случае обнаружения недостатков | Например, можно указать, что в случае обнаружения недостатков по качеству товара, заказчик отправляет поставщику соответствующее уведомление, а поставщик обязан отправить своего уполномоченного представителя для участия в осмотре товара не позднее, чем в течение 3 рабочих дней с момента получения уведомления. В случае неявки представителя поставщика или его безосновательного уклонения в осмотре товара и (или) от подписания соответствующего акта, Заказчик имеет право составить акт о несоответствии товара требованиям его качества, который будет считаться надлежащим и допустимым доказательством этого обстоятельства. |
Если Заказчик принимает товар без замечаний или не сообщает об этом в разумный, то считается, что товар был передан надлежащего качества. Следовательно, обязательно нужно писать замечания | При этом «умная строчка» зависит от вида товара. Например, для скоропортящихся товаров максимум 24 часа, а для товаров, требующих дополнительной установки – за несколько дней. Если речь идет о товарах, на которые выдается гарантия, это утверждение можно опротестовать. Поэтому заказчикам, которые точно знают о специфике приобретаемого товара, следует вписать в договоре строк, в течение которого заказчик может выявить недостатки в товаре. |