Свежие изменения в закупках: расставляем акценты

RU UA
Трехраундовые аукционы возвращаются. Новый порядок проведения открытых торгов уже с этапом аукциона предусматривают Особенности в редакции, утвержденной постановлением КМУ от 12.05.2023 № 471 (далее – Постановление № 471). Однако, это не все нововведения в порядке закупок товаров, работ и услуг, которые будут действовать на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены. Разберем, на что еще обратить внимание

ЧИТАЙТЕ ПЕРВЫМИ ОБО ВСЕХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКУПКАХ

Вступление в силу

Когда Постановление № 471 вступит в силу, заказчики, обязанные проводить публичные закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Законом № 922, будут проводить их с учетом Особенностей.
 
Постановление № 471 вступает в силу через три дня со дня его опубликования. Постановление № 471 официально опубликовали в издании «Правительственный курьер» от 16.05.2023 № 97.
 
Итак, на сегодняшний день новая редакция Особенностей не вступила в силу, поэтому заказчики еще могут объявлять и проводить новые закупки в «старом» порядке. То есть, по привычной и пока действующей редакции Особенностей.

Участие в закупке

И дальше будет действовать запрет проводить публичные закупки товаров, работ и услуг из российской федерации/республики беларусь.
 
Однако, учитывая нововведения, заказчики смогут закупать такие товары, работы, услуги в случаях, когда активы в установленном законодательством порядке переданы в управление Национальному агентству по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.

Исключения

Новая редакция Особенностей предусматривает, что положения частей 5, 6, 8 и 9 статьи 3 Закона № 922 применяют на условиях, определенных Законом № 922. Эти положения определяют предметы закупки, отдельных заказчиков и особенности проведения процедур закупки отдельных товаров, работ и услуг, какие действие Закона № 922 не распространяется.
 
Следовательно, при таких закупках заказчики руководствуются положениями Закона № 922, а не Особенностей.
 
Пополнился новыми исключениями и пункт 9 Особенностей. В частности, к случаям, когда заказчики не применяют процедуры закупок/упрощенные закупки, определенные Законом и Особенностями, теперь относятся закупки за счет резервного фонда госбюджета для:
  • выполнение задач, возложенных на Государственное управление делами;
  • ликвидации последствий боевых действий предприятия оборонно-промышленного комплекса.

 

Закупки за счет доноров

Закупки за счет доноров заказчики также смогут проводить в соответствии с Особенностями. Речь идет о закупках за средства, которые по международным договорам Украины предоставляют Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, Международная ассоциация развития, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Северный инвестиционный банк и другие международные валютно- кредитные организации
 
Так, закупка товаров, работ, услуг, финансируемая за средства упомянутых международных организаций, согласно их правилам и процедурам, предусматривающим возможность применить законодательство Украины в сфере публичных закупок, заказчики могут проводить по особенностям с учетом дополнительных требований и условий, одобренных такой организацией. , в частности в специальном процедурном пособии по соответствующему кредиту (ссуды, гранту), предоставленному по международному договору.

 

Закупки в е-каталоге

Новая редакция Особенностей предусматривает особый порядок закупки товаров для Государственной уголовно-исполнительной службы в е-каталоге. Она определяет: если победитель отбора, сообщивший о намерении заключить договор о закупке, откажется заключать договор, то такой заказчик сможет выбрать следующего поставщика с экономически выгодной ценой. Для этого он может сформировать заказ в е-каталоге с такими же техническими, качественными, количественными и другими характеристиками товара и ценой, что и в запросе цены предложения.
 
Отказом заключать договор о закупке считают письменное уведомление победителя об отказе подписывать договор о закупке или неподписание им договора в установленный заказчиком срок.
 
По результатам такой закупки заказчик должен опубликовать в ЕС отчет вместе с обоснованием заключения договора и документ (документов), подтверждающий отказ заключать договор.

Алгоритм запроса цены предложений по Особенностям

Контроль закупок

Государственное регулирование, контроль в сфере публичных закупок и общественный контроль и дальше будет регулировать статья 7 Закона № 922.
 
Однако должны учитывать и важное изменение госфинконтроля закупок заказчиков.
 
Госаудитслужба и ее межрегиональные территориальные органы получили полномочия проводить не только мониторинг процедур закупок. Со вступлением в силу Постановления № 471 аудиторы будут проводить также мониторинг закупок, по которым заказчики обнародовали в ЕСЗ отчет о договоре о закупке, заключенный без применения электронной системы закупок. Такой мониторинг будет проходить в порядке, установленном статьей 8 Закона № 922.
 
Это означает, что аудиторы смогут сразу же проконтролировать правомерность заключения прямых договоров, а также процесс их выполнения.
 
Данные автоматических индикаторов рисков в ЕСЗ будут учитывать требования Особенностей.

 

Читайте также об ожидаемых изменениях в ЕСЗ относительно новой системы индикаторов рисков::

Новые возможности Prozorro: на что рассчитывать закупщику

Обеспечение

В новой редакции Особенностей уточнены требования по обеспечению тендерных предложений и обеспечению выполнения договора о закупке, если заказчик требует их предоставить от участника при проведении открытых торгов.
 
При закупке по Особенностям заказчики должны применять:
  • по обеспечению тендерного предложения – положения статьи 25 Закона с учетом пункта 47 Особенностей;
  • по обеспечению выполнения договора о закупке - положения статьи 27 Закона с учетом пункта 21 Особенностей.

 

Локализация

Заказчики по-прежнему продолжат в установленном порядке применять степень локализации производства для закупок товаров из перечня, определенного положениями пункта 6-1 раздела X Закона № 922.
 
Не нужно применять локализацию для закупки:
  • товара, включенного в перечень товаров (в т. ч. лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования), необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения COVID-19, утвержденного постановлением КМУ от 20.03.2020 № 224;
  • товара для нужд Вооруженных Сил, других военных формирований, правоохранительных органов по их запросу с последующей передачей такого товара на учет запросчика.

 

 

Schkola1.png

Станьте слухачем Вищої школи Закупівельника,

щоб швидко опановувати всі закупівельні зміни в умовах воєнного стану

 

 

Открытые торги

Больше изменений новая редакция Особенностей предусматривает для открытых торгов — меняется не только порядок проведения этой процедуры закупки, но и пункты Особенностей, на которые заказчики ссылаются в своей тендерной документации.
 
Акцент
Редакция уже готовит консультацию об алгоритме открытых торгов с учетом этапа аукциона, а также полный пакет обновленных протоколов УО об утверждении решения УО на разных этапах открытых торгов.
 
Ждите их в ближайшие дни.
 
А как учитывать при своих закупках другие изменения, мы будем объяснять подробно в консультациях наших экспертов.

 

Исключения
Читайте также об ожидаемых изменениях в ЕСЗ относительно новой системы индикаторов рисков:
Обеспечение
Открытые торги


зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді