Претензия о невыполнении условий договора
Претензия это...
Претензия является письменным требованием одной стороны договора к другой по восстановлению или защите нарушенных прав (выполнение обязательства, уплаты долга, штрафов и т.д.), которые возникают из договорных отношений между ними.
Претензия является лучшим способом решения проблемы, для обеих сторон договора, ведь является досудебным урегулированием спора. То есть, заказчик не обращается в суд, при этом экономит на расходах (судебный сбор, услуги адвоката, при необходимости), которые ему могут вернуть, если заказчик выиграет дело в суде. Поэтому, для контрагента, такой выход тоже будет экономически выгоден.
Порядок досудебного регулирования описан в статье 222 Хозяйственного кодекса (ХК).
Согласно части 2 статьи 222 ХК, в случае необходимости возмещения убытков или применения других санкций заказчик, с целью непосредственного урегулирования спора с контрагентом имеет право обратиться к нему с письменной претензией.
То есть, это право, а не обязанность заказчика обратиться с претензией. В то же время, для экономии бюджетных средств следует следить за претензионной работой и пытаться все споры решить без обращения в суд.
Как написать претензию
Обязательные реквизиты претензии перечислены в части 3 статьи 222 ГК, и к ним относятся:
- полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии - заказчика и контрагента, которому претензию предъявляют;
- дата предъявления и номер претензии;
- обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
- доказательства, подтверждающие обстоятельства;
- требования заявителя со ссылкой на нормативные акты;
- сумма претензии и ее расчет;
- платежные реквизиты заявителя;
- перечень документов, который прилагаете к претензии.
Документы, подтверждающие требования заказчика, добавляйте в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях. Это может быть ксерокопия, заверенная надписью «Согласно оригиналу». Проставьте на ней «мокрую» печать, подпись уполномоченного лица (обычно руководителя), расшифруйте должность такого лица и укажите «Собственное имя ФАМИЛИЯ» и дату, когда заверили копию.
Документы, которые есть у второй стороны договора, можно не прилагать к претензии. Однако желательно описать в тексте претензии, что такие документы есть у контрагента.
Претензия подписывается руководителем заказчика (или другим лицом, которому предоставлено право подписи) или его представителем (например адвокатом, на основании договора) и направляется адресату заказным или ценным письмом или вручается адресату под расписку.
Претензионные сроки
Срок, в течение которого должна быть предъявлена претензия, законодательством не установлен. Вместе с тем, общий срок исковой давности установлен в статье 257 ГК, и устанавливается продолжительностью в три года. А в статье 258 ГК установлена специальная исковая давность. Кроме того, в части 2 статьи 315 ГК предусмотрено, что претензии перевозчику могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии по уплате штрафов и премий - в течение 45 дней.
Поэтому, в течение указанных сроков и стоит направлять претензию.

✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Контрагент должен рассмотреть претензию в месячный срок со дня ее получения. Обоснованные требования заявителя получатель претензии обязан удовлетворить.
Согласно предписаниям части 7 статьи 222 ХК, при рассмотрении претензии, стороны, в случае необходимости должны сверить расчеты, провести экспертизу или совершить другие действия для обеспечения досудебного урегулирования спора.
О результатах рассмотрения претензии заявитель должен быть уведомлен письменно. Ответ на претензию подписывается уполномоченным лицом или представителем получателя претензии и направляется заявителю заказным или ценным письмом или вручается ему под расписку.
Если же поставщик откажет в удовлетворении претензии, следующим этапом будет обращение в суд.
Судебные расходы: что включают и когда оплачивать
Претензия образец
Образец претензии об уплате штрафа за поставку товара ненадлежащего качества
Пример претензии по недопоставке продукции
За недопоставку продукции, заказчик может требовать уплаты неустойки, если она предусмотрена в договоре. Но обратите внимание на Постановление ВС от 08.06.23р. по делу № 917/5/22, где указано, что согласно части 1 статьи 233 ГК, в случае если подлежащие уплате штрафные санкции чрезмерно велики по сравнению с убытками кредитора, суд имеет право уменьшить размер санкций. При этом должно быть принято во внимание: степень выполнения обязательства должником; имущественное положение сторон, участвующих в обязательстве; не только имущественные, но и другие интересы сторон, заслуживающие внимания. А часть 3 статьи 551 ГК устанавливает, что размер неустойки может быть уменьшен по решению суда, если он значительно превышает размер убытков, и при наличии других обстоятельств, имеющих существенное значение. То есть, в договоре нужно всегда устанавливать соразмерный размер неустойки, иначе заказчикам будет трудно взыскать ее полностью.