Претензия о невыполнении условий договора

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
К сожалению, не все контрагенты-поставщики выполняют свои обязательства по договорам вовремя, полностью и надлежащим образом. Поэтому, в данной консультации рассмотрим такой инструмент, по восстановлению нарушенных прав заказчика, как претензия. Вы узнаете зачем она, как ее формировать и найдете необходимые образцы

Претензия это...

Претензия является письменным требованием одной стороны договора к другой по восстановлению или защите нарушенных прав (выполнение обязательства, уплаты долга, штрафов и т.д.), которые возникают из договорных отношений между ними.

Претензия является лучшим способом решения проблемы, для обеих сторон договора, ведь является досудебным урегулированием спора. То есть, заказчик не обращается в суд, при этом экономит на расходах (судебный сбор, услуги адвоката, при необходимости), которые ему могут вернуть, если заказчик выиграет дело в суде. Поэтому, для контрагента, такой выход тоже будет экономически выгоден.

Порядок досудебного регулирования описан в статье 222 Хозяйственного кодекса (ХК).

Согласно части 2 статьи 222 ХК, в случае необходимости возмещения убытков или применения других санкций заказчик, с целью непосредственного урегулирования спора с контрагентом имеет право обратиться к нему с письменной претензией.

То есть, это право, а не обязанность заказчика обратиться с претензией. В то же время, для экономии бюджетных средств следует следить за претензионной работой и пытаться все споры решить без обращения в суд.

Как написать претензию

Обязательные реквизиты претензии перечислены в части 3 статьи 222 ГК, и к ним относятся:

  • полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии - заказчика и контрагента, которому претензию предъявляют;
  • дата предъявления и номер претензии;
  • обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
  • доказательства, подтверждающие обстоятельства;
  • требования заявителя со ссылкой на нормативные акты;
  • сумма претензии и ее расчет;
  • платежные реквизиты заявителя;
  • перечень документов, который прилагаете к претензии.

Что указывать в претензии

Документы, подтверждающие требования заказчика, добавляйте в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях. Это может быть ксерокопия, заверенная надписью «Согласно оригиналу». Проставьте на ней «мокрую» печать, подпись уполномоченного лица (обычно руководителя), расшифруйте должность такого лица и укажите «Собственное имя ФАМИЛИЯ» и дату, когда заверили копию.

Документы, которые есть у второй стороны договора, можно не прилагать к претензии. Однако желательно описать в тексте претензии, что такие документы есть у контрагента.

Претензия подписывается руководителем заказчика (или другим лицом, которому предоставлено право подписи) или его представителем (например адвокатом, на основании договора) и направляется адресату заказным или ценным письмом или вручается адресату под расписку.

Претензионные сроки

Срок, в течение которого должна быть предъявлена претензия, законодательством не установлен. Вместе с тем, общий срок исковой давности установлен в статье 257 ГК, и устанавливается продолжительностью в три года. А в статье 258 ГК установлена специальная исковая давность. Кроме того, в части 2 статьи 315 ГК предусмотрено, что претензии перевозчику могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии по уплате штрафов и премий - в течение 45 дней.

Поэтому, в течение указанных сроков и стоит направлять претензию.

Контрагент должен рассмотреть претензию в месячный срок со дня ее получения. Обоснованные требования заявителя получатель претензии обязан удовлетворить.

Согласно предписаниям части 7 статьи 222 ХК, при рассмотрении претензии, стороны, в случае необходимости должны сверить расчеты, провести экспертизу или совершить другие действия для обеспечения досудебного урегулирования спора.

О результатах рассмотрения претензии заявитель должен быть уведомлен письменно. Ответ на претензию подписывается уполномоченным лицом или представителем получателя претензии и направляется заявителю заказным или ценным письмом или вручается ему под расписку.

Если же поставщик откажет в удовлетворении претензии, следующим этапом будет обращение в суд.

Судебные расходы: что включают и когда оплачивать

Претензия образец

Образец претензии об уплате штрафа за поставку товара ненадлежащего качества

претензия образец Скачать образец

Пример претензии по недопоставке продукции

За недопоставку продукции, заказчик может требовать уплаты неустойки, если она предусмотрена в договоре. Но обратите внимание на Постановление ВС от 08.06.23р. по делу № 917/5/22, где указано, что согласно части 1 статьи 233 ГК, в случае если подлежащие уплате штрафные санкции чрезмерно велики по сравнению с убытками кредитора, суд имеет право уменьшить размер санкций. При этом должно быть принято во внимание: степень выполнения обязательства должником; имущественное положение сторон, участвующих в обязательстве; не только имущественные, но и другие интересы сторон, заслуживающие внимания. А часть 3 статьи 551 ГК устанавливает, что размер неустойки может быть уменьшен по решению суда, если он значительно превышает размер убытков, и при наличии других обстоятельств, имеющих существенное значение. То есть, в договоре нужно всегда устанавливать соразмерный размер неустойки, иначе заказчикам будет трудно взыскать ее полностью.

претензия образец Скачать образец



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді