Ответственными за организацию питания детей в учебных заведениях являются:
- учредители / владельцы, руководители этих учреждений
- организации / предприятия, которые обеспечивают питание детей.
Питание детей должно быть организовано в строгом соответствии с законодательством Украины, а примерное меню - согласовано с уполномоченным органом. Но давайте обо всем последовательно.
Измения в Законе о публичных закупках: что учесть
Какими нормативными актами руководствоваться
Существует целый ряд нормативно-правовых актов, которые устанавливают порядок организации питания: а именно
- Закон Украины «Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов» от 23.12.1997 № 771/97-ВР
- Постановление КМУ «Об утверждении норм питания в учебных и детских заведениях оздоровления и отдыха» от 22.11.2004 № 1591 (далее - Постановление № 1591)
- Порядок организации питания детей в учебных и оздоровительных заведениях, утвержденный приказом МЗ и МОН от 01.06.2005 № 242/329 (далее - Порядок № 242/329);
- Порядок предоставления услуг по питанию детей в дошкольных, учеников в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, операции по предоставлению которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденным постановлением КМУ от 02.02.2011 № 116 (далее - Порядок № 116).
Закупка соответствующих услуг должна производиться в соответствии с требованиями этих документов. Это означает, что заказчик обязан учитывать и предусматривать их в тендерной документации и в проекте договора.
Предмет закупки услуг по организации школьного питания
Для того, чтобы корректно определить предмет закупки, необходимо воспользоваться национальным классификатором Украины ДК ДК 021: 2015 «Единый закупочный словарь» (далее - ЕЗС), который был утвержден приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 №1749.
Определение предмета закупки должно осуществляться в соответствии с показателем 4 цифры основного словаря. А вот для определения отдельных частей предмета закупки используйте показатели 4-8 цифр ЕЗС, а также объем, место оказания услуг и номенклатуру.
Для правильного выбора кода ЕЗС для осуществления закупки услуг по организации питания следует воспользоваться пунктом 2 Порядка № 116. Согласно ему, питание детей в дошкольных учреждениях, или детей, которые учатся в учреждениях общего, а также в учреждениях профтехобразования, может осуществляться:
- по месту воспитания, обучения;
- на предприятии общественного питания, с которым основатель или владелец учебного заведения заключил договор.
В соответствии с вышеизложенным определяется и предмете закупки:
- в случае получения услуг по питанию в учебном заведении - по коду «55520000-1 Кейтеринговые услуги». Если необходимо детализировать по категории, то следует воспользоваться кодом «55523000-2 Кейтеринговые услуги для других предприятий или учреждений»;
- в случае получения услуг по питанию вне учебного заведения определения предмета закупки следует осуществлять по коду «55510000-8 Услуги столовых».
Возможна также ситуация, когда у заказчика нет планов по использованию помещения заведения для приготовления пищи - заведение планируется использовать исключительно для питания. То есть приготовления пищи исполнителем осуществляется в собственном или арендованном помещении с последующей поставкой по необходимому адресу. На приобретение подобных услуг целесообразно использовать следующие коды:
- 55520000-1 Кейтеринговые услуги;
- 55320000-9 Услуги по организации питания. Детализация по категории осуществляется с помощью кода «55321000-6 Услуги по приготовлению пищи».
Технические требования к организации услуг по питанию
Необходимо, чтобы технические требования в тендерной документации учитывали особенности организации услуг по питанию, определенные Порядком № 242/329.
Напомним, что за выполнение норм питания несут ответственность учредители / владельцы и руководитель учебного заведения.
То есть, при подготовке технического задания до процедуры закупок заказчик должен понимать, каким будет примерное меню. Последнее в свою очередь имеет не только соответствовать нормам питания, но и быть разнообразным.
Так, утверждается двухнедельное меню:
- руководством учреждения;
или же
- руководством предприятий общественного питания;
или же
- руководством организации, которая занимается предоставлением услуг по питанию детей (п. 19 Порядка № 242/329).
Но и это еще не все. Далее необходимо пройти процедуру согласования меню.
Как утвердить примерное меню
Исходя из требований пункта 19 Порядка № 242/329, примерные двухнедельные меню должны согласовываться с территориальной организацией государственной санитарно-эпидемиологической службы. Однако в связи с постановлением Кабинета Министров Украины о ликвидации Госсанэпидслужбы (постановление КМУ «Некоторые вопросы государственной санитарно-эпидемиологической службы» от 29.03.2017 № 348) ее функции в части контроля за выполнением требований санитарного законодательства возложена на Госпродпотребслужбу. А это значит, что в Порядке № 242/329 должны появиться изменения. Впрочем, на это время соответствующих изменений в упомянутом Порядке нет.
При этом следует отметить, что вышеуказанные полномочия Госпродпотребслужбы подтверждены решением Верховного Суда Украины. А поэтому необходимо констатировать, что согласовывать двухнедельные меню необходимо именно в территориальном органе Госпродпотребслужбы.
Теперь разберемся с тем, кто и когда должен согласовывать примерное меню: заказчик еще до объявления закупки, участники на этапе подготовки предложения или исполнитель уже после подписания договора о закупке? Пункт 19 Порядка № 242/329 устанавливает требование согласования двухнедельных меню, однако при этом в его тексте отсутствуют:
- указания в отношении конкретного лица, наделенного правом это делать;
- нет данных о сроках, в течение которых необходимо выполнить согласование.
Это говорит о том, что заказчик может требовать предоставления согласованного примерного двухнедельного меню уже у исполнителя. Такой вывод можно сделать, основываясь на решении Постояннодействующей административной коллегии АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере закупок (далее - коллегия АМКУ).
Программа: ✔️ Закупки с новой редакцией Закона № 922 ✔️ Планирование ✔️ Условия ТД ✔️ Заключение договора ✔️ Контроль и ответственность
Но здесь возникает еще вопрос: имеет ли право заказчик установить свои требования к меню, по которому исполнитель будет предоставлять услуги по организации питания?
Из текста Постановления № 1591 следует, что у заказчика есть право осуществлять самостоятельный выбор меню. Но при этом обязательным требованием является успешное прохождение согласования в территориальном органе Госпродпотребслужбы до начала питания.
Кстати, исполнитель вправе определять рецепты, согласно которым будут готовиться блюда, уже после заключения договора о закупке.
Помните, что устанавливать в тендерной документации требования к согласованию примерного меню целесообразно так, чтобы:
- увеличить количество потенциальных участников процедуры закупки;
- соблюсти сроки предоставления услуг, установленных в документации.
Кроме того, это поможет участникам четко понимать все требования, а вам как заказчику иметь качественное меню которое соответствует нормам питания детей.