Упрощенные закупки проводятся заказчиками через электронный аукцион в соответствии со ст. 30 Закона о публичных закупках. Однако есть одно важное условие для того, чтобы электронный аукцион состоялся, — его участники должны подать не менее двух предложений.
А что если было подано только одно предложение?
Кто отвечает за неприменение упрощенной закупки
Упрощенная процедура закупки: один участник
В таком случае, как только истек срок подачи предложений, происходит автоматический переход электронной системы закупок на следующий этап — рассмотрение на соответствие поданного участником предложения. Система рассматривает, соответствует ли предложение:
- условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки;
- требованиям к предмету закупки.
Это предусмотрено в ч. 8 ст. 14 Закона о публичных закупках.
Таким образом, для упрощенных закупок достаточно, чтобы предложение было подано хотя бы одним участником. Это позволит заказчику определить победителя закупки и заключить с ним договор.
Однако иногда случается, что ни один из участников не подал предложение для участия в упрощенной закупке. В таком случае в электронной системе закупок происходит автоматическая отмена упрощенной закупки. В ч. 18 ст. 14 Закона № 922 предусмотрены основания такой отмены, в частности это:
- отклонение предложений в соответствии с ч. 13 ст. 14 Закона;
- отсутствие предложений участников.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Упрощенная закупка не состоялась дважды
Если 2 раза не состоялась упрощенная закупка в связи с отсутствием участников, то в таком случае заказчик покупает товары, работы или услуги без использования порядка проведения упрощенных закупок, в соответствии с Законом.
Важно! В данной ситуации предмет закупки, технические и качественные характеристики, требования к участнику должны быть такими же, как и в объявлении, ранее поданном заказчиком.
Таким образом, если из-за отсутствия участников дважды не удалось провести упрощенную закупку, заказчик имеет право заключить прямой договор о закупке. И в этом случае ему нужно только обнародовать отчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок.
Также при этих обстоятельствах важно помнить о требованиях, установленных заказчиком к участникам и предмету закупок в двух предыдущих упрощенных закупках, которые не состоялись. Дублирование предмета закупки, его технических и качественных характеристик, требований к участникам закупки в соответствии с объявлениями, которые подавались заказчиком для этих закупок, обязательно для вышеупомянутого условия.
На что обратить внимание
Прежде всего, Закон не предусматривает ограничений по изменению количественных характеристик предмета закупки. В частности, на электронный запрос № 156/2017, касающийся аналогичного основания проведения переговорной процедуры, в Минэкономразвития ответили так:
«Закон не содержит ограничений по изменению ожидаемой стоимости и количественных характеристик предмета закупки в случае применения переговорной процедуры закупки.
Поэтому, если в течение проведения двух открытых торгов, которые не состоялись, уменьшилась потребность в закупке, то, соответственно, во время объявления переговорной процедуры закупки можно уменьшать ожидаемую стоимость закупки и объем».
Этот же принцип может применяться и к отмененным упрощенным закупкам. Но следует принять во внимание, что в «упрощенных» время проведения закупки меньше, чем в открытых торгах.
Это важно, поскольку Уполномоченный орган в своем ответе аргументировал тем, что пока происходили отмены, количественные характеристики могли измениться. И, как показывает практика, в зависимости от предмета закупки и годового объема со времени размещения объявления о закупке потребность в нем может уменьшиться. Однако следует помнить, что при упрощенных закупках срок проведения закупки уменьшается.
Помните: минимальный установленный срок для подачи предложений — 5 рабочих дней.
Важные акценты для заказчиков
Акцент № 1. Учитывайте обстоятельства, которые подтверждали бы необходимость изменения количественных характеристик упрощенной закупки. Ведь от начала упрощенной закупки и до момента заключения договора о закупке по ее результатам в среднем проходит меньше чем две недели.
Акцент № 2. Количественные характеристики нельзя увеличивать. Ведь это может рассматриваться как дискриминационное условие, что повлечет отсутствие участников.
В частности, если заказчик дважды будет снижать ожидаемую стоимость, закупка дважды не сможет состояться, ведь участники не будут подавать не выгодных для них предложений. И в будущем увеличение ожидаемой стоимости для заключения прямого договора в соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 3 Закона о публичных закупках будет иметь дискриминационный характер в отношении других участников. А именно тех, кто участвовал бы в предыдущих упрощенных закупках при условии объявления большей ожидаемой стоимости.
Акцент № 3. При необходимости могут изменяться любые характеристики предмета закупки, если не планируется применение условий п. 1 ч. 7 ст. 3 Закона о публичных закупках.
Благодаря этому можно привлечь участников. В частности, если было выявлено, что ожидаемая стоимость при проведении первой упрощенной закупки была заниженной или же требования к предмету закупки были слишком сложны и могли выполняться только несколькими участниками. Также к снижению количества участников может привести требование о предоставления большого количества документов, получение которых отнимет у участника много времени.
Случается, что заказчик все эти недостатки обнаруживает уже после того, как первая упрощенная закупка не состоялась. Поэтому, объявляя следующую упрощенную закупку, он может устранить допущенные ошибки.
Важно! Если упрощенная закупка не состоялась, необходимо внести изменения в годовой план закупок и обнародовать новую строку закупки с видом «упрощенная закупка» по тому же предмету. Это необходимо, так как в ЭСЗ такая закупка связана со строкой годового плана закупок.
Как составить идеальный годовой план закупок
Вместо резюме
Итак, теперь вы знаете, что делать заказчику, если упрощенная закупка не состоялась.
В частности, если заказчику с первого раза не удалось провести упрощенную закупку и он желает объявить вторую, может усовершенствовать требования, которые устанавливались к участникам и предмету закупки. Или же может объявить закупку во второй раз без изменения требований.
В любом случае при принятии решений важно соблюдать принципы публичных закупок и делать все возможное, чтобы обеспечить конкурентную борьбу между участниками.