Может ли заказчик обжаловать решение АМКУ

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
Заказчик должен выполнить решение АМКУ не позднее 30 дней со дня его принятия. Или может обжаловать такое решение в суд. Как обжаловать решение Антимонопольного комитета, если вы с ним не согласны и какие доказательства подготовить – разъясняем в статье

Согласно части 22 статьи 18 Закона № 922, решения АМКУ вступают в силу со дня их принятия. Однако Особенностями №1178 предусмотрен особый порядок обжалования открытых торгов (пп.55-67). Поэтому, если решите обжаловать решение Антимонопольного комитета Украины, нужно включить и положения Особенностей.

Обжалование решения антимонопольного комитета в суд

Согласно части 1 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее КАС), административные дела по поводу обжалования решений АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок решает окружной административный суд, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.

То есть, теперь заказчик должен подавать иск в Киевский окружной административный суд (а когда заработает Киевский городской окружной административный суд, согласно предписаниям Закона от 13.12.2022 № 2825-IX, то к нему), даже если он находится в другом городе или области Украины. В то же время подать иск в суд нужно не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения АМКУ об удовлетворении жалобы. Если срок обжалования решения антимонопольного комитета будет пропущен, то суд оставит иск без рассмотрения и обжаловать решение АМКУ уже невозможно.

Наталія Заєць експерт, консультантка з публічних закупівель, канд. екон. наук
В статье советы, как правильно вносить изменения в тендерную документацию по решению органа обжалования

Важной составляющей в порядке обжалования решений Антимонопольного комитета является правильно сформированное исковое заявление.

Детали формирования искового заявления

Ответчиком нужно указывать Антимонопольный комитет Украины (некоторые указывает «АМКУ «в лице Постоянно действующей административной коллегии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок»), а третьим лицом целесообразно привлечь лицо (обычно это участник торгов), которое подала жалобу в АМКУ по пп.55-67 Особенностей №1178.

В этом случае иск будет неимущественного характера, поэтому судебный сбор будет составлять один размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц. В 2024 году это составляет 3028,00 грн.

Сформировать квитанцию ​​для уплаты судебного сбора можно на сайте https://adm.ko.court.gov.ua/sud1070/gromadyanam/tax/ 

Когда будете формировать исковое заявление, нужно внимательно изучать судебную практику и проверять нормы законодательства о публичных закупках, действовавших на момент возникновения иска по тому или иному делу.

Например, в п.29 Особенностей № 1178 предусмотрено, что в случае проведения открытых торгов в соответствии с этими особенностями для закупки твердого топлива, бензина, дизельного топлива, природного газа, сжиженного газа для автомобильного транспорта, сжиженного газа для коммунально-бытового потребления и промышленных целей , электрической энергии положения пп.1,2 ч.2 ст.16 Закона № 922 заказчиком не применяются. То есть нельзя ссылаться на судебную практику, которая была сформирована на основании ст.16 Закона № 922, скажем относительно закупок в январе 2022 года.

Тетяна Колісник консультант із питань публічних закупівель
Как правильно читать, выполнять решение органа обжалования по рассмотрению тендерных предложений? В каких случаях мы должны по решению органа обжалования отклонить тендерную пропозицию, а в каких случаях по решению органа обжалования мы обязаны предоставить 24 часа на исправление ошибок?

Доказательства при обжаловании решения АМКУ

Доказательствами по делу будут тендерная документация заказчика и документация, которую предоставил или не предоставил жалобщик (третье лицо в судебном деле). То есть, заказчику нужно доказать, что участник действительно не предоставил все необходимые документы или предоставил их с нарушениями, а АМКУ эти обстоятельства не установил должным образом. Также необходимо предоставить обжалуемое решение АМКУ.
 
Что касается споров относительно так называемого «правила двух производителей», то есть случаев, когда в тендерной документации заказчика, по мнению жалобщика и АМКУ, содержатся требования относительно предмета закупки (товаров, работ, услуг), которым отвечает только продукция (работы/услуги) конкретного производителя. В таких случаях жалобщик (третье лицо в судебном деле) и АМКУ считают, что в тендерную документацию и ее требования должны быть внесены изменения, что позволит жалобщику принять участие в этой процедуре закупки, поскольку действия заказчика в части установления некоторых требований дискриминационны, а требования к предмету закупки и сопроводительной документации, нарушают принцип осуществления закупок по недискриминации участников.
 
Как отметил Верховный Суд в постановлении от 28.10.2020 по делу № 640/4170/19 (административное производство № К/9901/35583/19), Закон ограничивает условия определения в тендерной документации конкретных: производителя, торговой марки, субъекта хозяйствования тому подобное. Впрочем, заказчик может формировать в тендерной документации такие требования, наиболее подходящие для выполнения поставленной цели (например: конкретные габариты предмета, конкретные мощности (100 кВт, или 150 кВт и т.д.).
 
В то же время, если заказчик обосновал установление спорных критериев к предмету закупки с учетом драгоценности и важности проекта, специфики необходимого оборудования, отвечающего определенным требованиям и т.п., то АМКУ необоснованно отклоняет доказательства на подтверждение правомерности действий заказчика.
 
Так что в таких делах заказчику нужно предоставить доказательства того, что установление определенных параметров в тендерной документации было обусловлено спецификой конкретной закупки.
 
Итак, для того чтобы обжаловать решение АМКУ в публичных закупках нужно:
  • подать иск вовремя;
  • иметь достаточные и надлежащие доказательства правомерности действий заказчика, предоставленных при рассмотрении жалобы АМКУ.


зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді