Государственные закупки и регулирования цен

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
Одним из принципов публичных закупок есть максимальная экономия, эффективность и пропорциональность. В консультации рассмотрим, как соблюсти этот принцип при определении ожидаемой стоимости закупки предметов, по которым проводится государственное регулирование цен и тарифов.

 

Регулирование цен государством

Согласно ч.1 ст.10 Закона «О ценах и ценообразовании» (далее – Закон № 5007), субъекты хозяйствования (являющиеся поставщиками в закупках) при осуществлении хозяйственной деятельности используют, в том числе государственные регулируемые цены.

Государственные регулируемые цены — это цены, вводимые на товары, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, имеющие существенную социальную значимость, а также на товары, производимые субъектами, занимающими монопольное (доминирующее) положение на рынке. При этом государственное регулирование цен может осуществляться и в отношении товаров хозяйствующих субъектов, которые нарушают требования законодательства о защите экономической конкуренции (ст.12 Закона № 5007).

Наталія Заєць експерт, консультантка з публічних закупівель, канд. екон. наук
Правильно визначена очікувана вартість — гарантія того, що закупівля зацікавить потенційних учасників, стимулюватиме конкуренцію і забезпечить ефективний закупівельний процес. Проконсультуємо, чим користуватися під час розрахунку очікуваної вартості

Способы государственного регулирования цен определены в статье 13 Закона № 5007. Так государственное регулирование цен осуществляется КМУ, органами исполнительной власти (министерствами), государственными коллегиальными органами и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Так, каждый отдельный вид предметов закупки может регулироваться определенными совместными постановлениями КМУ (например, в одном постановлении регулируются цены на продукты питания и горючее), а также отдельными приказами профильного министерства.

Обратите внимание, что ожидаемая стоимость закупки товаров/услуг, по которым проводится государственное регулирование цен и тарифов, согласно приказу Минэкономики от 18.02.2020 № 275 (далее – Приказ № 275) определяется как произведение необходимого объема товаров/услуг и цены (тарифа) , утвержденной соответствующим нормативно-правовым актом, который рассчитывается по формуле:

ОВрег = V * Цтар,

де:

ОВрег

-

ожидаемая стоимость закупки товаров/услуг, в отношении которых производится государственное регулирование цен и тарифов;

V

-

количество (объем) закупаемого товара/услуги;

Цтар

-

цена (тариф) за единицу товара/услуги, утвержденная соответствующим нормативно правовым актом.

Далее рассмотрим, какие НПА используются при определении ожидаемой стоимости отдельных видов предметов закупки.

Государственное регулирование цен при закупке работ

При вычислении стоимости строительства объектов (кроме автомобильных дорог общего пользования) и стоимости разработки градостроительной документации (кроме стоимости работ по землеустройству, проводимых при разработке градостроительной документации, одновременно являющейся документацией по землеустройству) применяются Сметные нормы Украины по ценообразованию в строительстве, утвержденные Минрегионом приказом от 01.11.21 № 281, состоящих из:

  • Руководство по определению стоимости строительства;
  • Руководство определения стоимости проектных, научно-проектных, изыскательских работ и экспертизы проектной документации на строительство.

Обратите внимание на то, что система ценообразования в строительстве базируется на сметных нормах, нормативах, расчетных показателях и текущих ценах трудовых и материально-технических ресурсов.

Стоимость строительства определяется:

  • на стадии проектирования в составе инвесторской сметной документации.
  • на стадии определения цены предложения участника процедуры закупок (договорной цены, которая может устанавливаться жесткой или приблизительной (динамической);
  • на стадии проведения взаиморасчетов путем уточнения отдельных стоимостных показателей, определенных на предыдущих стадиях, в зависимости от вида договорной цены в порядке, оговоренном в договоре.

При этом на стадии проектирования определяются:

  • прямые затраты - учитывают в своем составе заработную плату (основную и дополнительную) рабочих, стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, стоимость материалов, изделий, комплектов;
  • общепроизводственные расходы – расходы строительной организации;
  • административные расходы;
  • прочие расходы (в частности, средства на покрытие прочих расходов).

Сметная стоимость проектных, научно-проектных, изыскательских работ определяется:

  • с применением процентных показателей стоимости проектных работ к стоимости строительных работ, а для объектов производственного назначения, отдельных объектов непроизводственного назначения и объектов телекоммуникаций с учетом стоимости оборудования;
  • на основании сборников цен на проектные, научно-проектные, изыскательские работы;
  • по калькуляционному методу.

При этом стоимость проектных работ для объектов строительства, имеющих отраслевые особенности и к которым предъявляются дополнительные требования, может определяться по соответствующим сметным нормам.

Основные подходы к определению стоимости нового строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (дорожные работы и услуги) утверждены Приказом Министерства инфраструктуры Украины от 02.05.22 № 273, а именно в Правилах определения стоимости строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего использования.

Стоимость дорожных работ и услуг определяется на трех стадиях:

  • проектирование – в составе сметной части проектной документации или сметной документации, составленной по дефектному акту в соответствии с ДБН А.2.2-3:2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство». На этой стадии стоимость дорожных работ и услуг используется для планирования капитальных вложений, финансирования дорожных работ и услуг, определения ожидаемой стоимости предмета закупки;
  • определение цены предложения участника процедуры закупок и согласования договорной цены - в твердой договорной цене по УПВ;
  • проведение взаиморасчетов – в порядке, оговоренном в договоре.

Стоимость дорожных работ и услуг на всех стадиях включает прямые, общепроизводственные, административные расходы, прибыль, средства на покрытие рисков, средства на покрытие дополнительных расходов, связанных с инфляционными процессами, налоги, сборы, обязательные платежи, другие расходы.

Государственное регулирование цен на продукты питания

Государство регулирует цены на продукты питания согласно Постановлению КМУ от 19.06.23 № 650 «О регулировании цен на отдельные виды продовольственных товаров и обеспечении стабильной работы производителей продовольствия в условиях военного положения».

На период военного положения и три месяца после его прекращения или отмены предельный уровень торговой надбавки (наценки) на продовольственные товары отечественного производства (кроме товаров, маркированных как органическая продукция) составляет в размере не более 10%, с учетом рекламных, маркетинговых услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке, другим услугам, связанным с реализацией соответствующих товаров конечному потребителю на:

  • мука пшеничная высшего сорта;

  • молоко пастеризованное жирностью 2,5 процента (в пленке);

  • хлеб ржано-пшеничный;

  • яйца куриные категории С1;

  • птица (тушки куриные, четверти тушки куриной);

  • батон;

  • масло подсолнечное рафинированное.

То есть, при определении ожидаемой стоимости при приобретении указанных продуктов питания, следует учитывать и указанный предельный уровень торговой надбавки.

Обратите внимание, что максимальный срок осуществления расчетов за поставленные товары отечественного производства составляет не позднее чем через 10 к.дн. со дня выставления поставщиком таких товаров счета для оплаты за поставленную продукцию. Исключение — товары приведенные выше и маркированные как органическая продукция, а именно:

  • крупа гречневая;

  • сахар-песок;

  • макаронные изделия (вермишель из муки высшего сорта пшеницы);

  • масло сливочное жирностью 72,5%;

  • вода минеральная негазированная.

Государственное регулирование цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения

Согласно постановлению КМУ «О референтном ценообразовании на некоторые лекарственные средства, закупаемые за бюджетные средства» от 03.04.19 № 426 (далее – Постановление № 426), происходит государственное регулирование цен на ряд лекарственных средств. Государственное регулирование цен на указанные лекарственные средства осуществляется путём установления на них предельных оптово-отпускных цен на основе референтного ценообразования (сравнение цены).

При этом расчет предельных оптово-отпускных цен на лекарственные средства, закупаемые за бюджетные средства, осуществляется в порядке, определенном Минздравом, а именно в приказе от 05.10.22 № 1809.

Вместе с тем, учреждения и учреждения здравоохранения, полностью или частично финансируемые из государственного и местных бюджетов, закупают лекарственные средства, по ценам, не превышающим установленные МЗ предельных оптово-отпускных цен с учетом налогов и сборов, а также предельных поставочно -сбытовых и торговых (розничных) надбавок, определенных постановлением КМУ от 17.10.08 № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства» То есть, не выше 10%, начисляемых к оптово-отпускной цене или/и к закупочной цене с учетом налогов.

Что касается изделий медицинского назначения, то согласно п.11 Постановления от 09.11.16 № 862 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства и медицинские изделия», то с 01.07.23 государственное регулирование цен на медицинские изделия, но только те, стоимость которых возмещается за бюджетные средства, введенный путем установления МЗ предельных оптово-отпускных цен.

При этом, предельные снабженческо-сбытовые надбавки устанавливаются в размере 10 %, начисляемые к оптово-отпускной цене с учетом налогов, а предельные торговые (розничные) надбавки - в размере 15 %, начисляемые к закупочной цене с учетом налогов (пп.3 п.1 постановления КМУ от 17.10.08 (955).

При определении ожидаемой стоимости следует учитывать предписания этих нормативных актов.

Государственное регулирование цен в энергетике

Регулятором цен в энергетике является Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (далее — НКРЭКУ).

Расчет ожидаемой стоимости на услугу распределения электрической энергии производится на основании цены (тарифа) на такую услугу. Цены (тарифы) получены согласно информации, обнародованной на официальном сайте оператора системы распределения (далее — ОСР) и регулятора, а именно – из соответствующего постановления НКРЭКУ для ОСР, осуществляющего деятельность в определенной области (г.Киев) на дату определения ожидаемой стоимости . Цена за единицу услуги может изменяться в связи с изменениями составляющих затрат, влияющих на ее формирование.

Здесь также следует помнить о предписаниях Правил розничного рынка электрической энергии, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 года № 312 и Кодекс системы распределения, утвержденном постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 № 310.

Что касается расчета ожидаемой стоимости поставки природного газа бюджетным учреждениям, то в этом случае цены до 15.04.24 урегулированы постановлением КМУ от 19.07.22 №812.

Государственное регулирование цен на топливо

В настоящее время в 2024 году государство не регулирует цены на топливо. При таких обстоятельствах определять ожидаемую стоимость горючего следует исходя из других методик, определенных Приказом № 275.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді