Отмена торгов из-за отсутствия дальнейшей потребности

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
Заказчик не просто отменит торги, если дальнейшей потребности в закупке уже нет, ему необходимо обосновать свое решение. Позиция суда доказывает, что отменять торги из-за отсутствия дальнейшей необходимости достаточно рискованно. Что учесть – объясняем в статье

Ошибки в закупках могут стоить слишком дорого. О штрафах - в шпаргалке
document_icon.gif
Штрафы в публичных закупках по статье 164-14 КоАП

Скачать


Основание для отмены торгов из-за отсутствия дальнейшей потребности

Согласно пп.1 п.50 Особенностей №1178, заказчик отменяет открытые торги в случае отсутствия дальнейшей потребности в закупке товаров, работ или услуг.

В таком случае заказчик в течение одного рабочего дня с даты принятия соответствующего решения отмечает в ЕС основания принятия такого решения. То есть, указывает, что отмена торгов произошла из-за отсутствия дальнейшей потребности в предмете закупки.

Если отмена закупки произошла на основании пп.1 п.50 Особенностей №1178, то заказчик уже не сможет в течение бюджетного года приобрести такой предмет закупки. Кроме этого, следует внести изменения в годовой план закупок.

То есть если торги отменяются на этом основании, должно быть реальное отсутствие дальнейшей потребности в закупке. Если нужно уменьшить объем поставки или перераспределить лоты, это не будет являться надлежащим основанием для отмены торгов.

Чем обосновать отсутствие дальнейшей потребности в закупке

Отмена торгов должна быть надлежаще аргументирована и иметь документальные доказательства отсутствия дальнейшей потребности в закупке.

Обратите внимание, заказчику нужно сформировать доказательства в подтверждение того, что в дальнейшем (в течение бюджетного года) такие товары, работы или услуги ему не потребуются.

Заказчик в каждом конкретном случае должен иметь соответствующие документы относительно того, что отпала потребность в определенной закупке.

Приведем несколько примеров:

  • была потребность в закупке генераторов, которые во время проведения закупки предоставила благотворительная организация и потребность отпала.
  • заказчик объявил закупку канцтоваров (например, бумаги) для определенного отдела, а во время проведения закупки произошло сокращение штата и отпала потребность в закупке для такого отдела. в закупке;
  • объявлено закупку ремонта автомобилей, которые были уничтожены в результате вражеской атаки или поджога. В таком случае открытие уголовного производства будет доказательством того, что отпала потребность в ремонте.

Также надлежащими обоснованиями, в некоторых случаях, могут быть служебные записки. Но обратят внимание, что, по мнению судов, в случае изменения технических характеристик предмета, и поэтому отменяется закупка, следует иметь заключение экспертизы, как обоснование для отмены закупки.

Риски отмены торгов из-за отсутствия дальнейшей потребности

Судебное дело №640/23977/21

Верховный Суд в постановлении от 01.09.2022 указал, что каждое решение заказчика в случае отмены торгов должно быть документально обосновано и подтверждено соответствующими документами, поскольку участники в соответствии с законодательством имеют право обжаловать такое решение заказчика.

Итак, основной риск при отмене торгов – это жалоба участника в АМКУ, с высокой вероятностью того, что АМКУ жалобу удовлетворит.

В вышеприведенном деле, по результатам проведенной процедуры закупки «Код ДК 021:2015: 45230000-8 - Строительство трубопроводов, линий связи и электропередач, шоссе, дорог, аэродромов и железнодорожных дорог; выравнивание поверхностей «Капитальный ремонт объектов улично-дорожной сети (установка технических средств регулирования дорожного движения (системы видеонаблюдения и центра управления дорожной инфраструктурой)») был определен победитель.

Заказчик отменил торги по соображениям разумности и целесообразности, поскольку заключение договора с победителем и выполнение работ на основании дефектного рабочего проекта привели бы к нецелесообразному использованию бюджетных средств.

АМКУ и суды отметили, что запланированные закупки включаются в годовой план закупок и осуществляется в соответствии с годовым планом.

Также АМКУ отметил, что у заказчика не исчезла необходимость самой процедуры закупки, а возникла необходимость увеличения объемов закупки и ее стоимости, а также корректировка проектной документации.

ВС отправил дело на новое рассмотрение, поскольку судами первой и апелляционной инстанций не было установлено, вносились ли заказчиком изменения в годовой план и обнародовались ли такие изменения заказчиком в ЕС.

Впрочем, это дело показывает: если заказчик отменяет торги из-за отсутствия дальнейшей потребности в закупке, нужно менять и годовой план.

Судебное дело № 320/395/24

По этому делу суд принял аналогичную позицию (обратите внимание, что дело еще будет рассматриваться в кассации).

В указанном деле, уполномоченным лицом заказчика была рассмотрена служебная записка директора по бурению и внутрискважинным операциям о необходимости отмены процедуры открытых торгов. У заказчика возникла необходимость пересмотра закупаемых объемов трубной продукции для реализации кампании бурения.

Суд указал, что перераспределение объемов не означает их уменьшения или увеличения. Это означает (как отмечал сам заказчик в своих документах) перенос труб из одного лота в другой (соответствующее лотирование). Указанное подтверждает, что у заказчика не отпала потребность в трубах, а цель разделить их на лоты. Перераспределение объемов закупки между лотами (лотирование) не является основанием для отмены закупки в соответствии с п. п. 1 п. 50 Особенностей №1178.

АМКУ и суды пришли к выводу, что в данном случае говорилось, что объем потребностей закупки уменьшился, а не отпал вообще.

Судами было исследовано, что заказчиком не вносились изменения в план закупок в части объемов и содержания закупок.

Суд считает, что заказчик должен был доказать наличие оснований для отмены процедуры закупки, чтобы коллегия АМКУ могла убедиться в действительности намерений заказчика и исключить вероятность злоупотреблений с его стороны.

Представленные заказчиком доказательства не доказывали наличия оснований для отмены открытых торгов из-за отсутствия дальнейшей потребности в закупке товаров, работ или услуг, поскольку в поданных объяснениях и доказательствах указано уменьшение количества заявленной к закупкам трубной продукции и наличие потребности в закупке товаров.

А предоставленное в дело экспертное заключение, судом не было принято во внимание, ведь он был подготовлен после принятия Протокола и касался даты после отмены торгов и не был основанием для выдачи служебной записки и решения об отмене торгов.

Штрафы в публичных закупках по статье 164-14 КоАП

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді