Статья 32 Закона Украины «О публичных закупках» (далее – Закон) предусматривает обязанность заказчика отменить тендер, в том числе и торги, в случае отсутствия дальнейшей потребности в закупке товаров, работ или услуг.
О том, что это обязанность, а не право, свидетельствует как конструкция правовой нормы, так и принципы публичных закупок, такие как максимальная экономия, эффективность и пропорциональность, предотвращение злоупотреблений. Однако отмена заказчиком торгов на этом основании часто оборачивается для последнего обвинениями в коррупции и злоупотреблениях, жалобами в Антимонопольный комитет Украины и многочисленными судебными производствами.
Именно поэтому данный материал и призван помочь заказчику в надлежащем оформлении сопроводительных документов, чтобы инициатор торгов смог отстоять свою позицию.
Итак, Закон относительно этой процедуры не многословен. И это понятно, ведь любое уточнение не способно охватить все возможные обстоятельства, которые способны перечеркнуть будущие планы закупок.
Как действовать, если участник обжаловал решение об отмене
В то же время, часть 3 ст. 32 Закона определяет, что об отмене тендера на этом основании должно быть четко указано в тендерной документации.
В таком случае заказчик, приняв соответствующее решение об отмене торгов из-за отсутствия дальнейшей необходимости в течение одного рабочего дня должен указать в электронной системе закупок основания принятия решения.
Однако, все же принятию уполномоченным лицом или тендерным комитетом протокола об отмене торгов должно предшествовать получение сведений об обстоятельствах, указывающих на отсутствие дальнейшей потребности в закупке.
Так, на практике узнать о таких обстоятельствах можно после получения докладной записки должностного лица заказчика, ознакомления с приказом/распоряжением учредителя, официальной публикации нормативно-правового акта и тому подобное.
Представим, что:
- заказчик решил закупить заправку картриджей принтеров, а после объявления закупки принято решение о сокращении штата. Соответственно, потребность в заявленных объемах краски отпала;
- объявлено о закупке горючего, однако был расторгнут хозяйственный договор, для выполнения условий которого оно было необходимо;
- опубликовано о закупке услуг по текущему ремонту помещений, но основатель принял решение о передаче на баланс другому предприятию этого помещения;
- закупаются охранные услуги, и вдруг вступает в силу нормативно-правовой акт, которым обязано правоохранительный орган обеспечивать сохранность соответствующего имущества.
И таких обстоятельств могут быть тысячи. Главное – в протоколе четко указать о них. Если дело в сокращении штата, то указать ссылки на конкретный приказ заказчика. Если в расторжении договора – закрепить данные договора и основания расторжения (дополнительное соглашение сторон, решение суда и т.д.). Принят приказ/распоряжение учредителя или нормативно-правовой акт – укажите их в протоколе.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Но, если через небольшой промежуток времени заказчиком будет размещено объявление о проведении новых торгов на приобретение аналогичных товаров, работ, услуг без объективных на то причин, будьте готовы к судебным производствам по обжалованию соответствующего протокола. Как показывает практика, «почти» победители часто такого не прощают.