Когда можно применить «20%»
Важным условием применения данного основания для изменения существенного условия договора о закупке является требование, что если заказчик применяет «20%», то он должен проводить процедуру закупки или упрощенную закупку. Если такие закупки не планируется включать в его годовой план закупок, заказчик не может применить «20%».
Договор о закупке — хозяйственный договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки/упрощенной закупки и предусматривает платное предоставление услуг, выполнение работ или приобретение товара.
Таким образом, «20%» могут применяться только к договорам, заключенным по результатам упрощенной закупки или процедуры закупки.
Понятие «начальный договор» в данной норме не изменяет того, что «20%» исчисляются от последней цены договора, которая включает все ее изменения в течение действия договора.
Частью 1 статьи 631 ГКУ установлено, что сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права и исполнить свои обязанности в соответствии с договором.
Таким образом, продление действия договора о закупке возможно в случае, если срок его действия не истек в установленном действующим законодательством порядке. То есть для того чтобы можно было применить норму о «20%», нужно, чтобы договор был действующим.
Сроки применения «20%»
В соответствии с ч. 1 ст. 3 БКУ бюджетный период для всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины, составляет один календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года. Непринятие Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины до 1 января соответствующего года не служит основанием для установления иного бюджетного периода.
Поэтому, как правило, все бюджетные договоры заканчивают свое действие 31 декабря, и заказчикам следует позаботиться о продлении их действия для возможности применения «20%».
Также заказчик должен рассчитать срок, в который будут применяться эти «20%», ведь он должен быть достаточным для проведения процедуры закупки или упрощенной закупки.
Законом четко не определено, на какой срок ориентироваться заказчику. Ведь проведение этих видов закупки может быть в пределах сроков, определенных для них Законом, но при этом они могут быть приостановлены по обжалованию, отменены или не состояться. Поэтому заказчики могут ориентировочно определить нужный срок, начиная отсчет с начала года.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Обнародование о продлении действия договора о закупке в объеме, не превышающем «20 %»: условия
Проведение процедуры закупки или упрощенной закупки в начале следующего года не обязательно должно быть объявлено именно с января 2021 года. Заказчикам ничего не запрещает обнародовать объявления о проведении процедуры закупки еще в конце 2020 года, а завершать процедуру закупки в начале года.
Действие договора о закупке может быть продлено в объеме, не превышающем 20% суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году. Заказчик не может превышать 20%, но при необходимости может продлить действие договора на сумму меньше 20%.
Данная норма Закона регулирует вопрос увеличения объема по договору о закупке, а не цены за единицу или суммы договора о закупке. Таким образом, процент увеличения договора должен определяться сучетом потребности в объемах закупки, но рассчитываться в пределах 20%.
Если договоров, заключенных в предыдущем году, было несколько, заказчик может осуществить такое продление по каждому из них, если они — действующие.
Правовой основой термина «расходы» является бюджетное законодательство.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 2 БКУ определено, что расходы бюджета — это денежные средства, направленные на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом.
Ограничение нормы Закона о «20%» в контексте наличия утвержденных в установленном порядке расходов касаются распорядителей и/или получателей бюджетных средств, которые учитываются ими при заключении соответствующих дополнительных договоров в части условий по возникновению платежных обязательств заказчика.
Статьей 41 БКУ предусмотрено, что если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о Государственном бюджете Украины, Кабинет Министров Украины имеет право осуществлять расходы Государственного бюджета Украины в соответствии со следующими требованиями :
- расходы Государственного бюджета Украины могут осуществляться только на бюджетные программы, бюджетные назначения по которым установлены законом о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотрены в проекте закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период, поданном Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины, по которым полностью сохраняются целевые ограничения;
- ежемесячные бюджетные ассигнования общего фонда Государственного бюджета Украины суммарно не могут превышать 1/12 объема бюджетных назначений, определенных законом о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период (кроме случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 16 и ч. 4 ст. 23 БКУ, а также п. 4 и 5 ч. 2 ст. 41 БКУ).
Защищенными расходами бюджета признаются расходы общего фонда бюджета, объем которых не может изменяться при сокращении утвержденных бюджетных назначений.
Защищенными расходами бюджета определяются расходы общего фонда на закупку, в частности, медикаментов и перевязочных материалов; обеспечение продуктами питания; оплату коммунальных услуг и энергоносителей.
Информация об изменении цены договора на «20%»
Информация об изменении цены договора на «20%» не включается в годовой план закупок, поскольку не считается закупкой в порядке, определенном Законом, а считается изменением условий договора.
При этом заказчикам следует учитывать нормы Закона о «20%» при обнародовании отчета о выполнении договора о закупке.
При окончании срока действия договора о закупке, выполнении договора о закупке или его расторжении заказчик обязательно обнародует отчет о выполнении договора о закупке. Такое обнародование должно быть осуществлено в течение 20 раб. дней со дня окончания срока действия договора о закупке или его выполнения сторонами, или его расторжения.
Учитывая изложенное, заказчик самостоятельно принимает решение об обнародовании отчета о выполнении договора о закупке.
В то же время, заказчики должны учитывать, что в случае обнародования отчета о выполнении договора электронная система закупок закрывает любую возможность в дальнейшем вносить изменения в закупку, в том числе обнародовать информацию о внесении изменений в договор.
Поэтому, обнародовав отчет о выполнении договора в электронной системе закупок, заказчик не сможет обнародовать сообщение о внесении изменений в договор относительно «20%».