Конечный бенефициарный владелец

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
Кто такой конечный бенефициарный владелец и как заказчик должен проверить информацию о конечном бенефициарном владельце участника? Можно ли отказать в участии в процедуре закупки, если отсутствует конечный владелец бенефициара? Решаем законодательные головоломки в статье

 

Конечный бенефициарный владелец — это...

Бенефициар в дословном переводе с английского языка это выгода получатель. По своей сути, конечный бенефициарный собственник это гражданин (физическое лицо), который фактически влияет на работу компании и получает от нее материальную выгоду.

Бенефициарным владельцем одного юридического лица может быть и другое юридическое лицо, но конечным бенефициаром все равно является физическое лицо.

Следовательно, конечный бенефициарный собственник — это физическое лицо, являющееся настоящим, а не номинальным, собственником юридического лица, учитывая цепочку промежуточных собственников.

Конечный бенефициарный владелец: закон

Определение понятия «конечного бенефициарного владельца» содержит пункт 30 части 1 статьи 1 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» № 361 (далее — Закон № 36).

Конечный бенефициарный владелец юридического лица — это любое физическое лицо, оказывающее решающее влияние на деятельность юридического лица (в т.ч. через цепь контроля/владения). А для трастов, образованных в соответствии с законодательством страны их образования и для других подобных правовых образований, конечным бенефициарным владельцем является учредитель, доверительный владелец, защитник (при наличии), выгодополучатель (выгодоприобретатель) или группа выгодополучателей (выгодоприобретателей), а также любая другая физическое лицо, оказывающее решающее влияние на деятельность траста (в том числе через цепь контроля/владения).

Следовательно, конечный бенефициарный собственник – это физическое лицо, оказывающее решающее влияние на деятельность юридического лица/траста.

Как проверить конечного бенефициарного владельца

Зачем заказчику информация о конечных бенефициарных владельцах? Закон № 361 призван защитить, прежде всего, государство Украины от потерь, в том числе денежных.

Законодатель заботится о том, чтобы средства государственного и местных бюджетов (через заказчиков) не попали к тем, кто отмывает деньги. Более того, государство пытается избежать ситуации, когда его деньги (деньги его налогоплательщиков) пойдут на оплату ТМЦ или услуг лиц, поддерживающих терроризм и распространение оружия массового поражения.

Впрочем, люди, получающие деньги незаконно и желающие их легализовать, или действующие нелегально иным способом, прячутся за рядом юридических лиц, за которыми не видно фактического получателя дохода.

Поэтому, чтобы выявить, кто же получит деньги от хозяйственной деятельности определенного предприятия и потратит их не в пользу государства и человечества в целом, и был принят Закон № 361.

Обратите внимание, что в п.2 Особенностей № 1178 заказчикам запрещается осуществлять публичные закупки товаров, работ и услуг в т.ч. у юридических лиц, образованных и зарегистрированных в соответствии с законодательством Украины, конечным бенефициарным собственником, членом или участником (акционером), имеющим долю в уставном капитале 10 и более процентов, которой является РФ/РБ/Исламская Республика Иран.

А согласно ч.1 44 Особенностей № 1178, заказчик отклоняет тендерное предложение с указанием аргументации в электронной системе закупок в случае, когда участник процедуры закупки является юридическим лицом, образованным и зарегистрированным в соответствии с законодательством Украины, конечным бенефициарным собственником, членом или участником (акционер ), имеющей долю в уставном капитале 10 и более процентов которой является рф/рб/Исламская Республика Иран, гражданин рф/рб/Исламская Республика Иран (кроме того, что проживает на территории Украины на законных основаниях).

Поэтому когда заказчик знает, кто конечный бенефициарный владелец юридического лица/участника, он может принять решение о том, как действовать дальше.

Чтобы проверить информацию о конечном бенефициарном владельце, нужно определить, определенное физическое лицо оказывает решающее влияние на деятельность участника.

Пункт 30 части 1 статьи 1 Закона № 361 определяет, что такое решающее влияние может быть:

  • прямым;
  • косвенным.

Прямое решающее влияние определить легче, ведь его сущность (или, как говорит Закон № 361, — признак), состоит в том, что физическое лицо непосредственно владеет долей в размере не менее 25% уставного (складочного) капитала или прав голоса юридического лица.

То есть прямое решающее влияние оказывает самостоятельно и прямо владелец юридического лица, без привлечения других лиц.

Учтите, если у предприятия собственниками являются только физические лица (одно или несколько), то конечный бенефициар открывается сразу. А если предприятием владеют другие юридические лица, тоже принадлежащие другим юридическим лицам, то искать конечного бенефициарного собственника нужно до тех пор, пока собственником юридического лица не окажется физическое лицо. То есть, пока 100% в уставном капитале не будет принадлежать людям, а не другим предприятиям.

С косвенным влиянием определиться несколько сложнее. Так, признаками осуществления косвенного решающего влияния на деятельность являются, по меньшей мере, владение физическим лицом долей в размере не менее 25% уставного (складочного) капитала или прав голоса юридического лица через связанных физических или юридических лиц, трасты или другие подобные правовые образования, или осуществление решающего влияния путем реализации права контроля, владения, пользования или распоряжения всеми активами или их долей, права получения доходов от деятельности юридического лица, траста или другого подобного правового образования, права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования органов управления, а также совершение сделок , которые дают возможность определять основные условия хозяйственной деятельности юридического лица, или деятельности траста, или другого подобного правового образования, принимать обязательные к исполнению решения, оказывающие решающее влияние на деятельность юридического лица, траста или другого подобного правового образования, независимо от формального владения .

При этом конечным бенефициарным собственником не может быть лицо, имеющее формальное право на 25 или более процентов уставного капитала или прав голоса в юридическом лице, но являющееся коммерческим агентом, номинальным собственником или номинальным держателем, или только посредником в отношении такого права.

Пункт 40 части 1 статьи 1 Закона № 361 предусматривает, что номинальный собственник — лицо, управляющее от своего имени корпоративными правами другого лица — конечного бенефициарного собственника, в интересах последнего. То есть номинальный владелец получает доход только за услуги управления, в то время как именно конечный бенефициарный владелец получает доход от деятельности юридического лица.

И хотя эти нормы законодательства немного запутаны, заказчикам нужно помнить, что именно участник представляет сведения о своих конечных бенефициарных владельцах. То есть заказчикам нужно только проверить, кто является конечным владельцем бенефициара.

Установить, кто конечный бенефициар, можно с помощью нескольких электронных ресурсов. Но официальная информация о таком лице (или лицах) содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР), который размещен на сайте Минюста. Для поиска достаточно ввести данные участника (например, ЕГРПОУ или название).

Как быть, если отсутствует конечный бенефициарный владелец

Согласно пп.9 п.47 Особенностей № 1178, заказчик принимает решение об отказе участнику процедуры закупки в участии в открытых торгах и обязан отклонить тендерное предложение участника процедуры закупки в случае, когда в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований отсутствует информация, предусмотренная п.9 ч.2 ст.9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (кроме нерезидентов). То есть – о конечном бенефициаре.

Следовательно, заказчик обязан отклонить тендерное предложение участника, если отсутствует информация о конечном бенефициарном владельце.

Как проверить участника в Государственном реестре санкций

Какие условия обновления информации о бенефициарах во время войны

В связи с военной агрессией рф, законодатель принял ряд законов и внес изменения в уже действующие нормативные акты, которые откладывают сроки подачи отчетов и документов и освобождают от ответственности за их непредставление.

Изменения коснулись:

  • Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 06.12.2024 № 361 (далее – Закон № 361).

  • Закон Украины «О защите интересов субъектов представления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» от 03.03.2022 № 2115 (далее – Закон № 2115).

В частности, часть 4 раздела X «Заключительные и переходные положения» Закона № 361 касается юридических лиц (компаний, организаций), зарегистрированных до момента вступления в силу НПА, определяющих положение о форме и содержании структуры собственности и методологии определения юридическим лицом конечного бенефициарного владельца.

Такие юрлица могут предоставить информацию о своем конечном бенефициарном владельце и структуре собственности:

  • в течение шести месяцев со дня вступления в силу нормативно-правовых актов, которыми будут утверждены положения о форме и содержании структуры собственности и методология определения юридическим лицом конечного бенефициарного владельца;
  • при этом не ранее 90 дней со дня прекращения или отмены военного положения в Украине.

Также подпункт 1 пункта 1 Закона № 2115 дает возможность физическим лицам, ФЛПам, юрлицам (кроме наделенных бюджетными полномочиями) в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны подать за весь период непредставления отчетности или обязанности подать документы:

  • учетные, денежные, бухгалтерские, расчетные, аудиторские отчеты;
  • любые другие документы, представление которых требуется в соответствии с нормами действующего законодательства в документальной и/или электронной форме.

Кроме того, в период действия военного положения или состояния войны, а также в течение трех месяцев после его завершения к указанным лицам не будут применяться административная и/или уголовная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности и/или документов (пп. 2 п. Закона № 2115 ).

Поэтому лица, не успевшие обновить информацию о конечном бенефициаре в ЕГР до 24.02.22 и не имеющие возможности это сделать до окончания военного положения, никакой ответственности не будут нести. Обновить информацию можно будет в течение трех месяцев после окончания военного положения.

Вместе с тем подпункт 9 пункта 47 Постановления № 1178 указывает, что заказчик принимает решение об отказе участнику процедуры закупки в участии в открытых торгах и обязан отклонить тендерное предложение участника процедуры закупки в случае, если у ЕГР нет информации о КБУ. Эта норма противоречит Законам №361 и №2115, а Закон имеет высшую законную силу, чем Постановление КМУ.

Рассмотрим показательное судебное дело.

Судебное дело № 380/17017/23

Мониторинг установил, что участник в составе тендерного предложения предоставил выписку из ЕГРПОУ, согласно которому конечным бенефициарным владельцем юридического лица является гражданка Украины. Однако выписка из ЕГРПОУ не содержала информации о дате рождения конечного бенефициарного владельца участника, а также идентификационный код учредителя участника, в котором это лицо является конечным бенефициарным владельцем.

Восьмой апелляционный административный суд в постановлении от 09.04.2024 пришел к выводу, что участник процедуры закупки не выполнил требование части 7 раздела ІІІ тендерной документации Заказчика, а потому не отвечал требованиям, установленным в тендерной документации. Следовательно, заказчик должен был отклонить тендерное предложение на основании п. 41 Особенностей (сейчас это основание содержит п. 44).

Конечный бенефициарный владелец 2025

Наша редакция следит за изменениями законодательства. Отслеживайте актуальную информацию о конечном бенефициарном владельце в 2025 году на портале «Госзакупки»



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді