Рамочное соглашение в закупках

Рамочное соглашение — это правовая сделка, заключаемая одним или несколькими заказчиками (в том числе ЦЗО) в порядке, установленном Законом, с несколькими участниками процедуры закупки в целях определения основных условий закупки отдельных товаров и услуг для заключения соответствующих договоров о закупке в течение срока действия рамочного соглашения.

Преимущества закупки по рамочному соглашению

Рамочное соглашение — это весьма полезная опция для заказчиков, которые нуждаются в постоянной поставке соответствующих товаров или услуг. Работы по рамочному соглашению не закупаются.

За четыре года функционирования электронной системы закупок было объявлено 266 закупок по рамочному соглашению, из которых успешно завершены немного более половины - 137 закупок.

Заключение рамочных договоров осуществляется по результатам проведения открытых торгов с учетом требований Закона.

Рамочное соглашение заключается с несколькими участниками, которые признаны победителями открытых торгов, при условии, что в нем участвуют не менее трех участников.

Срок, на который может быть заключено рамочное соглашение, не может превышать четырех лет. Заказчик сам решает, на какой срок планирует заключить рамочное соглашение, и указывает его в объявлении.

Там же должна быть информация о количестве участников, с которыми будет заключено рамочное соглашение. Заказчик имеет право заключить рамочное соглашение с теми участниками, предложения которых не отклонены, но не меньше чем с тремя.

Рамочное соглашение заключается в соответствии с ГКУ и ХКУ с учетом особенностей, определенных Законом и Особенностями закупок по рамочным соглашениям и их заключения, утвержденными приказом Минэкономики от 15.09.2017 г. № 1372.

Закупка по рамочному соглашению может быть проведена самостоятельно заказчиком или централизованной закупочной организацией (далее — ЦЗО) в пользу других заказчиков.

Как и любая закупка, закупка по рамочному соглашению должна быть включена в годовой план закупок.

Если эта закупка проводится заказчиком, то он указывает ее в своем годовом плане. Если закупку проводит ЦЗО, то она обнародуется в годовом плане закупок ЦЗО.

ЦЗО может одновременно закупать для нескольких заказчиков. Если закупку проводит ЦЗО, она не отражается в годовых планах заказчиков, в пользу которых проводится эта закупка по рамочному соглашению.

Какую информацию о закупке по рамочному соглашению указывать в годовом плане

В годовом плане закупок ЦЗО дополнительно указывается информация о заказчиках, а именно:

  • наименование,
  • местонахождение,
  • идентификационный код заказчиков в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований,
  • категория.

Ожидаемая стоимость в годовом плане закупок может быть указана из расчета срока закупки до одного года или, в случае заключения рамочного соглашения на срок более чем один год, с учетом всего срока действия рамочного соглашения. При заключении рамочного соглашения на срок более одного года в годовом плане закупок заказчика/ЦЗО указывается весь срок, на который планируется заключить рамочное соглашение.

Объявление о проведении закупки для заключения рамочного соглашения обнародуется в электронной системе закупок заказчиком или ЦЗО вместе с тендерной документацией.

Тендерная документация при закупках по рамочному соглашению

Тендерная документация формируется так же, как при открытых торгах, но должна содержать дополнительные условия, предусмотренные Законом для закупки по рамочному соглашению, а именно:

  • ориентировочные сроки и/или график поставки товаров, предоставления услуг;
  • проект рамочного соглашения;
  • требования заказчика/ЦЗО по обнародованию участниками информации о цене за единицу товара (услуги).

Как и для обычных конкурентных закупок, заказчик может установить требование о предоставлении обеспечения тендерного предложения. Требования к нему такие же, как предусмотренные Законом о публичных закупках, однако размер обеспечения устанавливается с учетом всего срока действия рамочного соглашения, а при заключении рамочного соглашения на срок меньше чем один год — не может превышать 3% ожидаемой стоимости предмета закупки.

Дорожня карта відкритих торгів для рамкової угоди

Чрезвычайно важная составляющая тендерной документации в закупке по рамочному соглашению — проект рамочного соглашения. Он должен содержать все существенные условия, которые определены заказчиком, и следующую информацию:

  • предмет закупки товаров (услуг);
  • наименование, номенклатура, ассортимент товаров (услуг);
  • технические и качественные характеристики предмета закупки;
  • требования к качеству товаров (услуг);
  • ориентировочное количество товаров или количество (объем) предоставления услуг и единицу измерения, определенную в конкретных количественных показателях (указывается по каждому заказчику отдельно в случае проведения закупки по рамочному соглашению ЦЗО в пользу заказчиков);
  • место поставки товаров или предоставления услуг (указывается по каждому заказчику отдельно в случае проведения закупки по рамочному соглашению ЦЗО в пользу заказчиков);
  • срок, на который заключается рамочное соглашение;
  • условие определения победителя для заключения договора о закупке по рамочному соглашению, которое будет применяться при проведении электронного аукциона, - отбор или конкурентный отбор;
  • критерии оценки;
  • порядок и срок заключения договора (договоров) о закупке по рамочному соглашению;
  • порядок и основания прекращения действия рамочного соглашения;
  • случаи и порядок изменения условий рамочного соглашения.

Кроме того, проект рамочного соглашения может содержать:

  • размер, вид, условия предоставления, условия возврата и невозврата обеспечения выполнения договора о закупке, если заказчик требует его предоставить;
  • условие, согласно которому участник прекращает быть стороной рамочного соглашения в случае, если он не подал свои предложения для проведения отбора. Заказчик самостоятельно определяет количество таких случаев, но не меньше чем три;
  • условие, согласно которому участник прекращает быть стороной рамочного соглашения в случае, если он дважды отказался от подписания договора о закупке или не заключил договор о закупке в установленные сроки;
  • прочую информацию в соответствии с законодательством, которую заказчик/ЦЗО считает необходимым в него включить.

При формировании проекта рамочного соглашения заказчик должен ориентироваться на то, что условия заключенного рамочного соглашения не должны отличаться от содержания тендерных предложений по результатам аукциона (в т. ч. цены за единицу товара) победителей процедуры закупки. Существенные условия рамочного соглашения не могут изменяться после его подписания, кроме отдельных случаев.

После того как заказчик/ЦЗО обнародовал объявление о проведении закупки по рамочному соглашению, участники могут подавать свои предложения. Срок подачи тендерных предложений не может быть меньше 30 дней.

В день и время окончания срока подачи тендерных предложений, указанных в объявлении, электронной системой закупок автоматически раскрываются все файлы тендерного предложения, кроме информации о цене.

Заказчик рассматривает тендерные предложения на соответствие требованиям тендерной документации. На это ему Законом выделен срок, который не должен превышать 20 раб. дней.

Затем заказчиком проводится оценка только тех тендерных предложений, которые не были отклонены.

Как правильно принять решение о закупке по рамочным соглашениям

В случае поступления тендерных предложений в количестве меньшем, чем заявленное количество участников в тендерной документации, или отклонения полученных тендерных предложений, заказчик имеет право заключить рамочное соглашение с теми участниками, предложения которых не отклонены. При этом, как отмечалось в начале, таких участников должно быть не менее трех.

Однако решение о намерении заключить рамочное соглашение принимается только по тем участникам, тендерные предложения которых отвечают условиям тендерной документации и являются наиболее экономически выгодными.

Рамочное соглашение заключается в соответствии с требованиями тендерной документации и предложениями участников, которые определены победителями торгов.

В рамочном соглашении указывается цена за единицу товара (услуги), предложенная каждым из участников, которые определены победителями торгов.

Участники-победители обнародуют информацию о цене за единицу товара (услуги) не позднее чем через 45 дней со дня принятия решения о намерении заключить рамочное соглашение. При этом 10 дней с даты обнародования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить рамочное соглашение предоставляется на обжалование, и в это время заказчик/ЦЗО не могут его заключать.

В случае необнародования участником-победителем в электронной системе закупок информации о цене за единицу товара (услуги) или ее обнародования с ошибками в отношении цены рамочное соглашение с таким участником не заключается.

Рамочное соглашение подписывается заказчиком и участниками-победителями. Один заказчик может быть стороной одного или нескольких рамочных соглашений.

Если закупку проводила ЦЗО, то рамочное соглашение подписывается ЦЗО, всеми заказчиками, в пользу которых проводится закупка по рамочному соглашению, а также всеми участниками-победителями.

Если кто-то из участников-победителей отказался от заключения рамочного соглашения, оно считается заключенным для тех участников-победителей, которые его подписали, но в количестве не меньше чем три.

Если закупка по рамочному соглашению проводилась ЦЗО в пользу нескольких заказчиков и кто-то из них отказался от подписания рамочного соглашения, оно считается заключенным для тех сторон рамочного соглашения, которые его подписали. При этом оно обязательно должно быть подписано ЦЗО, не меньше чем одним из заказчиков, в пользу которого проводится закупка, а также не меньше чем тремя участниками-победителями.

Если рамочное соглашение подписано или истек срок для его заключения, оно должно быть обнародовано заказчиком/ЦЗО в электронной системе закупок вместе с объявлением со сведениями о заключенном рамочном соглашении, отчетом о результатах проведения открытых торгов и сводной информацией о ценах за единицы товаров (услуг). На это у заказчика есть 7 раб. дней со дня заключения рамочного соглашения.

Отбор участников для заключения договора

Далее должен быть осуществлен отбор участников, с которыми заключено рамочное соглашение, для заключения договора о закупке. Заказчик имеет право заключить договор о закупке только с теми участниками, с которыми заключено рамочное соглашение.

Отбор осуществляется с использованием электронного аукциона через электронную систему закупок. Отбор может проводиться, только если все существенные условия договора о закупке определены в рамочном соглашении. В таком случае единственным критерием отбора является наиболее низкая цена.

Если не все существенные условия договора о закупке определены в рамочном соглашении, договор о закупке заключается заказчиком с победителем конкурентного отбора.

Пока электронная система позволяет провести только отбор, но с 2023 года планируется обеспечить возможность конкурентного отбора. Это позволит проводить оценку предложений и определение победителя конкурентного отбора по самой низкой цене и критериям, являющимся существенными условиями, которые не были определены в рамочном соглашении.

Заказчик заключает договор о закупке по результатам отбора среди участников, с которыми заключено соответствующее рамочное соглашение.

Для проведения отбора участникам, подписавшим рамочное соглашение, отправляется приглашение подать предложения по заключению договора о закупке.

Такое приглашение отправляется через электронную систему закупок и должно содержать, в частности, объем планируемой закупки, место и срок поставки, конечный срок подачи предложений и срок их действия, данные об обеспечении выполнения договора (если это предусмотрено в рамочном соглашении), размер минимального шага электронного аукциона.

Также приглашение должно содержать информацию о цене на товары (услуги). Цена должна быть не за единицу, а общая. Она рассчитывается автоматически электронной системой как произведение цены за единицу для каждого участника-победителя, указанной им в информации о цене за единицу, и количества (объема) товара (услуги), на которое планируется заключить договор.

При осуществлении закупки ЦЗО в пользу заказчиков информация, указанная в приглашении, должна быть в разрезе заказчиков.

Приглашения участникам и предложения участников не могут предусматривать изменение существенных условий договора о закупке и характеристик соответствующего предмета закупки, определенных рамочным соглашением.

При проведении отбора участники подают свои предложения в соответствии с требованиями, установленными в приглашении. Они могут подавать цену за товары (услуги) ниже, чем та, которая была указана в приглашении для проведения отбора, но не могут предлагать большую цену.

Электронный аукцион участников, подписавших рамочное соглашение

К участию в электронном аукционе допускаются предложения только тех участников, которые подписали рамочное соглашение.

Конечный срок подачи предложений не может быть меньше, чем три дня со дня размещения приглашения в электронной системе закупок.

Время проведения электронного аукциона назначается электронной системой закупок автоматически.

После его проведения заказчик/ЦЗО определяет победителем того участника, предложение которого наиболее экономически выгодно. Срок для его определения не должен превышать трех дней.

Решение о намерении заключить договор о закупке по рамочному соглашению принимает заказчик/ЦЗО в день определения победителя. После принятия такого решения должно быть обнародовано сообщение о намерении заключить договор. Срок для его обнародования - 1 день.

Всем участника аукциона автоматически отправляется информация о победителе отбора с указанием его наименования и местонахождения.

Если закупку проводит ЦЗО, то она сообщает о победителе отбора заказчикам, в пользу которых проводилась закупка.

В случае неподачи ни одним из участников, которые являются стороной рамочного соглашения, предложений заказчик/ЦЗО имеет право повторно провести отбор.

Отчет о результатах отбора формируется электронной системой закупок автоматически после обнародования договора о закупке по рамочному соглашению.

На этом этапе не предусмотрен период для обжалования в орган обжалования. Если по результатам проведения отбора были нарушены права и законные интересы участника, он может обратиться в суд.

После проведения отбора заказчик может подписывать договор с участником, который по его результатам определен победителем.

Заказчик, в том числе заказчик, в пользу которого проводилась закупка ЦЗО, заключает договор о закупке с участником, который признан победителем отбора или конкурентного отбора, в течение срока действия его предложения, не позднее чем через 10 дней со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке по рамочному соглашению.

При этом участник может отказаться от подписания договора о закупке по рамочному соглашению. В таком случае предложение такого участника отклоняется и определяется победитель среди тех участников, срок действия предложения которых еще не истек.

Участник, подписавший договор о закупке по рамочному соглашению, должен самостоятельно выполнять его в течение всего срока, предусмотренного договором. Он не имеет права передавать (отступать) права и обязанности по такому договору любым другим лицам, возлагать выполнение обязательств по нему на любое другое лицо.

Заказчик/ЦЗО должен отчитаться о заключении договора о закупке по рамочному соглашению и обнародовать его. В случае внесения изменений в такой договор он должен обнародовать сообщение о внесении изменений в договор, а в случае его выполнения - отчет о выполнении договора.

Изменение условий рамочного соглашения

В то же время, следует учитывать, что изменение существенных условий договора о закупке проводится в соответствии со ст. 41 Закона и не приводит к изменению условий рамочного соглашения, в соответствии с которым заключен такой договор о закупке.

А вот изменение условий рамочного соглашения имеет совсем другие основания. Случаи и порядок таких изменений должны быть определены в рамочном соглашении.

Рамочное соглашение может изменяться только в случае:

  • увеличения цены за единицу товара до 10 % пропорционально увеличению цены такого товара на рынке в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что такое изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре о закупке, — не чаще, чем один раз за 90 дней с момента подписания договора о закупке. Ограничение по срокам изменения цены за единицу товара не применяется в случае изменения условий договора о закупке бензина и дизельного горючего, газа и электрической энергии;
  • изменения установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса потребительских цен, изменения курса иностранной валюты, изменения биржевых котировок или показателей Platts, ARGUS, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, которые применяются в рамочном соглашении, в случае установления порядка изменения цены за единицу товара (услуги) в рамочном соглашении;
  • изменения цены в связи с изменением ставок налогов и сборов и/или изменением условий предоставления льгот по налогообложению — пропорционально изменению таких ставок и/или льгот по налогообложению.

Если изменяется цена рамочного соглашения, заказчик отражает такое изменение за единицу товара (услуги) путем корректировки предыдущей цены за единицу на процентное значение изменения цены.

Если размер ставки налогов или сборов и/или льгот по налогообложению определенно в абсолютном значении, заказчик отражает изменение цены за единицу товара (услуги) путем корректировки предыдущей цены за единицу на разницу между значением измененной ставки налога или сбора и/или льгот по налогообложению и предыдущим значением такой ставки налога или сбора и/или льгот по налогообложению.

Измененная цена отражается в электронной системе закупок.

Заказчик/ЦЗО размещает изменения в рамочное соглашение в электронной системе закупок в течение трех рабочих дней со дня внесения изменений в рамочное соглашение.

Прекращение действия рамочного соглашения

Заказчик может заключать договор о закупке в соответствии с условиями рамочного соглашения несколько раз. Однако может случиться, что рамочное соглашение прекратит свое действие.

Прекращение рамочного соглашения осуществляется в соответствии с ГКУ, ХКУ и с учетом Особенностей закупок по рамочным соглашениям и их заключения, утвержденных приказом Минэкономики от 15.09.2017 г. № 1372.

Основания для этого должны быть определены в рамочном соглашении, как и порядок прекращения его действия.

Основаниями может быть отказ заказчиков от выполнения рамочного соглашения или же наступление обстоятельств, вследствие которых количество участников, подписавших рамочное соглашение, станет меньше трех.

Такие обстоятельства могут быть указаны в рамочном соглашении как условия, согласно которым участник прекращает быть стороной рамочного соглашения в случае, если он не подал свои предложения для проведения отбора. Заказчик может самостоятельно определить не менее трех таких случаев. Также условия, согласно которым участник прекращает быть стороной рамочного соглашения в случае, если он дважды отказался от подписания договора о закупке или не заключил договор о закупке в установленные сроки.

Рамочное соглашение может содержать и другие основания прекращения, предусмотренные законодательством.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді