Условия и порядок, по которым распорядители и получатели средств государственного и местных бюджетов, субъекты хозяйствования государственной и коммунальной собственности, фонды общеобязательного государственного социального страхования (далее — учреждения) обеспечивают доступ к информации об использовании публичных средств, устанавливает Закон Украины «Об открытости использования публичных средств» от 11.02.2015 № 183-VIII (далее — Закон № 183).
Какую информацию об использовании публичных средств и когда обнародуют
Учреждения должны обнародовать на веб-портале Е-дата сведения об объемах бюджетных назначений и/или бюджетных ассигнований на соответствующий бюджетный период, информацию о заключенных за отчетный период договорах и о состоянии их выполнения, о служебных командировках и т. п.
Полный перечень сведений, которые нужно обнародовать, определяет статья 3 Закона № 183. С момента обнародования все эти сведения будут храниться в режиме свободного доступа в течение трех лет.
Заметим: законодательство содержит строгие требования к срокам обнародования:
- ежеквартально;
- не позднее чем 35 дней после окончания отчетного квартала.
Как обнародовать информацию об исполнителях договоров
Пункт 1 части первой статьи 3 Закона № 183 требует, чтобы в свободном доступе была вся информация о заключенных за отчетный период договорах. А именно о:
- предмете договора
- исполнителе (наименование, идентификационный код юридического лица, местонахождение)
- стоимости договора, цене за единицу (при наличии)
- количестве закупленного товара, работ и/или услуг
- проведенной процедуре закупки или обоснованиях ее отсутствия со ссылкой на закон
- объеме платежей по договору в отчетном периоде
- сроке действия договора.
Как видим, Законом № 183 четко определена обязанность разместить на Е-дата все сведения о юридическом лице. А как быть, если исполнителем договора является ФЛП?
Разъяснение данной ситуации находим в письме представителя уполномоченного ВРУ по правам человека от 28.07.2017 № 11-1662/2189-17-168.
В контексте использования публичных средств учреждения должны обнародовать, в частности, сведения о наименовании исполнителя. Поскольку исполнителем по договору может быть также и физическое лицо — предприниматель (ФЛП), учреждение должно обнародовать:
- фамилию, имя и отчество ФЛП как наименование исполнителя по договору.
- информацию о местонахождении исполнителя (т. е. адрес регистрации ФЛП).
В то же время, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика ФЛП — исполнителя по договору Закон № 183 не обязует обнародовать.
Таким образом, в целях обнародования информации об использовании публичных средств информация о ФЛП — исполнителе по договору — фамилия, имя и отчество и местонахождение — не может быть ограничена в доступе и должна быть обнародована.
Не противоречит ли это требованиям Закона Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 № 2297–VI (далее — Закон № 2297)? Ведь каждый гражданин имеет право на невмешательство в личную жизнь, в т. ч. при обработке персональных данных.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Распространяется ли на использование публичных средств требование о защите персональных данных
Как определяет часть первая статьи 10 Закона № 2297, использование персональных данных предусматривает любые действия владельца по обработке этих данных, действия по их защите, а также действия по предоставлению частичного или полного права обработки персональных данных другим субъектам отношений, связанных с персональными данными, которые осуществляются с согласия субъекта персональных данных или в соответствии с законом.
Да и доступ к персональным данным третьих лиц определяется:
- или с согласия лица, предоставленного владельцу персональных данных на обработку этих данных
- или в соответствии с требованиями закона.
Поэтому обнародование информации о наименовании ФЛП и адресе его места регистрации считается обработкой персональных данных. И поскольку такая обработка данных происходит согласно законодательству об использовании публичных средств, она не требует согласия самого ФЛП.
К тому же, не относятся к информации с ограниченным доступом и сведения о получении в любой форме физическим лицом бюджетных средств, государственного или коммунального имущества, кроме случаев, предусмотренных статьей 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 № 2939- VI. То есть, если речь идет об интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка.
Подкрепляет данную позицию норма части первой статьи 29 Закона Украины «Об информации» от 02.10.1992 № 2657-XII. Информация с ограниченным доступом может быть распространена, если она является общественно необходимой, то есть является предметом общественного интереса, и право общественности знать эту информацию преобладает потенциальный вред от ее распространения.
В данной статье информация об использовании публичных средств учреждениями прямо не упоминается как общественно необходимая. Однако все имущество (средства), которым владеют учреждения, является государственной или коммунальной собственностью. Поэтому то, как они используют бюджетные средства, не может быть вне общественного интереса. И сведения о ФЛП, которое получило такие средства по договору, не могут быть ограничены в доступе.