По какому знаку кода ДК определять предмет закупки
Закон Украины «О публичных закупках» определяет предмет закупки – как товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в рамках единой процедуры закупки или в рамках проведения упрощенной закупки, по которым участникам разрешается подавать тендерные предложения/предложения или предложения на переговорах. Определение предмета закупки осуществляется согласно требованиям Закона и Порядка определения предмета закупки, утвержденным приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708 (далее – Порядок 708). В свою очередь, использование национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Минэкономики от 23.12.2015 года № 1749 (далее – Единый закупочный словарь) и избрание верного кода является необходимой предпосылкой.
Знак предмета закупки для товаров и услуг
Согласно Порядку 708 предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пунктам 21 и 34 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 и по показателю четвертой цифры Единого закупочного словаря.
Обратите внимание, если предмет закупки не имеет в иерархической структуре Единого закупочного словаря соответствующего порядка кода, заказчик не может использовать такой код для определения предмета закупки. Например, код ДК 021:2015 «517000000-9 Услуги по установке противопожарного оборудования», даже если услуга, которую вы планируете закупить, полностью соответствует этому коду – по мнению аудиторов, его избрание будет нарушением Порядка 708 (вывод по результату мониторинга RU-2021- 03-12-006311-c).
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Так же не следует выбирать для определения предмета закупки код Единого закупочного словаря по 5 и выше знаком. Например, если вы планируете приобрести лыжную обувь, при наличии соответствующего кода ДК 021:2015 – «18821000-0 – Лыжная обувь», все же для определения предмета закупки выбираем код ДК 021:2015 «18820000-3 – Спортивная обувь». А уже потом, при внесении информации о предмете закупки в объявление, во исполнение требований приказа Минэкономики от 11.06.2020 № 1082, которым утвержден Порядок размещения информации о публичных закупках (далее – Порядок 1082), указываем код, определенный согласно Единому закупочному словарю, что больше всего соответствует названию предмета закупки.
Знак предмета закупки для услуг по текущему ремонту
Согласно требованиям Порядка 708 при осуществлении закупки услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется по каждому отдельному дому, зданию, сооружению, линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры согласно терминологии государственных строительных норм ДБН А.2.2-3:2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденных приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 04 июня 2014 № 163, и/или отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечни работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 23 августа 2011 № 301.
Но в то же время согласно п. 21 ч.1 ст. 1 Закона текущий ремонт является услугой, следовательно, предмет должен быть определен также по показателю четвертой цифры Единого закупочного словаря (вывод по результату мониторинга RU-2020-09-22-010841-b).
Знак предмета закупки для работ
Порядок 708 устанавливает, что Определение предмета закупки работ осуществляется заказчиком согласно пункту 27 части первой статьи 1 Закона по объектам строительства и с учетом положений сметных норм Украины «Руководство по определению стоимости строительства», утвержденных приказом Министерства развития общин и территорий Украины от 01 ноября 2021 г. № 281, а также отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечень работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 23 августа 2011 № 301.
Порядком 708 не требуется избрание предмета закупки, в случае закупки работ, по определенному знаку Единого закупочного словаря. В свою очередь, при размещении информации в электронной системе закупок о предмете закупки, с целью выполнения Порядка 1082, заказчик при закупке работ в отдельных полях отмечает информацию о коде по показателям третьей – пятой цифр Единого закупочного словаря.
Какой знак предмета закупки выбрать для лекарственных средств
Порядком 708 определено, что при закупке лекарственных средств предмет закупки определяется по показателю третьей цифры Единого закупочного словаря. Заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по международному непатентованному названию лекарственного средства, форме выпуска, дозировке, объему и/или месту поставки лекарственных средств.
В соответствии с Законом Украины «О лекарственных средствах» от 04.04.1996 № 123/96-ВР лекарственное средство — любое вещество или комбинация веществ (одного или нескольких АФИ и вспомогательных веществ), которое имеет свойства и предназначено для лечения или профилактики заболеваний в людей, или любое вещество или комбинация веществ (одного или нескольких АФИ и вспомогательных веществ), которое может быть предназначено для предотвращения беременности, восстановления, коррекции или изменения физиологических функций у человека путем осуществления фармакологического, иммунологического или метаболического действия или для установления медицинского диагноза .
Знак предмета закупки для медицинских изделий
Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 02.10.2013 № 753 «Об утверждении Технического регламента по медицинским изделиям» медицинское изделие — любое инструмент, аппарат, прибор, устройство, программное обеспечение, материал или другое изделие, применяемые как отдельно, так и в сочетании между собой (включая программное обеспечение, предусмотренное производителем для применения специально для диагностических и/или терапевтических целей и необходимое для надлежащего функционирования медицинского изделия), предназначенные производителем для применения с целью обеспечения диагностики, профилактики, мониторинга, лечения или облегчения болезни пациента в случае заболевания, диагностики, мониторинга, лечения, облегчения состояния пациента в случае травмы или инвалидности или их компенсации, исследования, замены, видоизменения или поддержания анатомии или физиологического процесса, контроля процесса оплодотворения и основное предполагаемое действие которых в организме или организм человека не достигается за фармакологическими, иммунологическими или метаболическими средствами, но функционированию которых такие средства могут способствовать.
То есть медицинское изделие не является лекарственным средством, а значит, код предмета закупки медицинских изделий определяется по общему правилу для товаров, то есть по показателю четвертой цифры Единого закупочного словаря.
Кроме того, необходимо также дополнительно определять и указывать код национального классификатора НК 024:2019 «Классификатор медицинских изделий» в соответствии с требованиями Порядка размещения информации о публичных закупках, утвержденного приказом Минэкономики от 11 июня 2020 г. № 1082 (вывод по результату- монитор2 04-27-007650-a).
Ответственность, если неправильно указать знак предмета закупки
Административная ответственность за нарушение законодательства о закупках предусмотрена ст. 164-14 Кодекса Украины об административных правонарушениях. В частности, нарушение порядка определения предмета закупки влечет наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика в размере ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (в 2021 году — это 1 700 грн).
В то же время, если аудиторами будет установлено, что неверное определение предмета закупки привело к разделению предмета закупки, что повлекло за собой приобретение товаров или услуг без проведения процедур закупок в соответствии с требованиями закона с учетом Особенностей осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 2022 года, ответственность за такое нарушение может быть строже – от тысячи пятисот до трех тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (25 500 – 51 000 грн).