Регистрация обязательств и проведение оплаты в Казначействе — новые изменения

RU UA
Как повлияют на регистрацию обязательств в Казначействе изменения в порядке закупок по Особенностям — исследовал наш эксперт

 


Напомним, что органы Казначейства контролируют целевое направление бюджетных средств.

В своей работе они пользуются указаниями, инструкциями, порядками Минфина. В 2020 году Минфин привел в соответствие с Законом № 922 три своих нормативных акта:

  • Порядок № 309, регулирующий вопросы регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств в органах Казначейства;
  • Порядок № 1407, регулирующий вопросы обслуживания государственного бюджета по расходам;
  • Порядок № 770, регулирующий вопросы казначейского обслуживания небюджетных счетов клиентов.

В сентябре 2022 года законодатель установил, что на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены особенности осуществления закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных настоящим Законом, определяет КМУ.

Заказчики завершают процедуры закупок/упрощенные закупки, которые начали до введения правового режима военного положения в Украине, по решению руководителя и при имеющейся потребности в определенных товарах, работах и услугах, в порядке, определенном Законом № 922. Если же такой потребности нет — заказчики такие закупки признают несостоявшимися или отменяющими.

После изменений заказчики для регистрации бюджетных обязательств, по которым применили процедуру закупки, должны подавать в орган Казначейства только Реестр. Подтверждающие документы не нужны (абзац второй п. 2.2 Порядка № 309).

Это касается бюджетных обязательств, по которым для закупки товаров, работ или услуг применили:

  • процедуру закупки;
  • упрощенную закупку.

Реестр следует представить в орган Казначейства в течение 7 рабочих дней с даты обнародования:

  • отчета о результатах проведения процедуры закупки;
  • отчета о результатах проведения закупки с использованием электронной системы закупок (далее – ЭСЗ).

 

В Законе № 922 также речь идет об этих двух отчетах. Однако теперь электронная система закупок (ЭСЗ) автоматически формирует один отчет — отчет о результатах проведения процедуры закупки. Дату формирования этого отчета считают датой его обнародования. Поэтому именно с этой даты заказчик имеет 7 рабочих дней для регистрации бюджетного обязательства.

Чтобы проконтролировать факт взятия бюджетного обязательства, орган Казначейства изучает подтверждающие документы. Поэтому казначеям они нужны и в дальнейшем. Но сейчас по процедурам закупки, упрощенным закупкам казначеи будут проверять те подтверждающие документы, которые размещены в ЭСЗ.

Важно, чтобы все документы по таким закупкам имели наложенную квалифицированную электронную подпись (КЭП). Поэтому человеку, который вносит сведения о закупках в ЭСЗ, целесообразно проверять, наложена ли на документ КЭП.

Проверяйте КЭП в рабочем кабинете на площадке, через которую обнародовали информацию о закупках. А также обязательно — на Prozorro. Иногда из-за технического сбоя в ЭСЗ не отражается информация о наложенной КЭП. Тогда на Prozorro по этой закупке будет сообщение «Электронная цифровая подпись не наложена».

Размещенные в ЭСЗ документы орган Казначейства будет обрабатывать:

  • до 3 операционных дней — по защищенным расходам и прочим текущим расходам;
  • до 5 операционных дней — по капитальным расходам.

Также Минфин откорректировал форму Реестра. Название графы «Данные бюджетного обязательства: информация о процедуре закупок» изменили на «Данные бюджетного обязательства: информация о закупках».

В этой графе указывайте уникальный идентификатор закупки, присвоенный ЭСЗ, если берете бюджетное обязательство по результатам процедуры закупки или упрощенной закупки. Если же закупки в ЭСЗ не проводили, в этой графе, как и ранее, указывайте — «00».

 

 

Оплата расходов

Минфин расширил основания, при которых орган Казначейства будет отказывать в оплате товаров, работ или услуг (пп. «ж» п. 11.8 Порядка № 1407). Так, казначеи не будут принимать платежное поручение к исполнению, если:

  • заказчик или ЭСЗ отменили процедуру закупки, упрощенную закупку;
  • вступило в законную силу решение суда о признании результатов процедуры закупки, упрощенной закупки недействительными и/или договора о закупке ничтожным;
  • в орган обжалования участник подал жалобу, которая находится в процессе рассмотрения. Речь идет о периоде, когда ЭСЗ автоматически приостанавливает ход процедуры закупки. Напомним: после подачи жалобы в орган обжалования ЭСЗ автоматически приостанавливает начало электронного аукциона и не обнародует решение заказчика об отмене тендера или признании его не состоявшимся, отмене переговорной процедуры закупки, договор о закупке и отчет о результатах проведения закупки.
  • имеется решение органа обжалования.

Последний пункт заслуживает особого внимания заказчика. Ведь решение органа обжалования бывает:

  • в пользу заказчика, то есть подтверждает, что он не допустил нарушений во время процедуры закупки;
  • в пользу участника-жалобщика, то есть обязует заказчика принять меры по выполнению решения и устранению нарушения. В частности, полностью или частично отменить свое решение, устранить дискриминационные условия, привести тендерную документацию в соответствие с законом или же вообще отменить процедуру закупки.

Орган Казначейства не принимает платежное поручение к исполнению, если орган обжалования принял решение в пользу участника-жалобщика, а заказчик не принял меры, прописанные в таком решении. Сейчас для оплаты финансового обязательства казначеи прежде всего проверят в ЭСЗ, есть ли жалоба по процедуре закупки. Ранее же они отказывали заказчику в оплате, если решение органа обжалования по результатам рассмотрения жалобы поступало в орган Казначейства.

Обеспечение тендерного предложения / выполнения договора

Заказчик, требующий предоставить в тендерной документации обеспечение тендерного предложения и/или выполнения договора, прежде чем подать объявление о проведении закупки, открывает в органе Казначейства небюджетный депозитный счет.

Небюджетный депозитный счет предназначен для операций с денежными средствами (небюджетными), которые при определенных условиях возвращаются или перечисляются по назначению. Например, по банковской гарантии деньги от банка- гаранта поступают заказчику при наступлении гарантийного случая, и эти деньги заказчик перечисляет по назначению в соответствующий бюджет.

Подтверждающие документы в орган Казначейства не подавайте. Казначеи должны их проверить в ЭСЗ самостоятельно. То есть никаких дополнительных документов казначей не должен требовать — он проверяет исключительно те, которые размещены в ЭСЗ.

 

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді