Нет состава административного правонарушения
Состав административного правонарушения состоит из четырех обязательных элементов: объекта, объективной стороны (собственно нарушение норм законодательства, порождающее общественно-опасные последствия, а также то, каким образом это было сделано) субъекта и субъективной стороны (кто именно и при каких условиях создал правонарушение).
Не будем углубляться в тонкости юриспруденции, а заметим следующее. Если у контролирующего органа нет доказательств, что лицо совершило определенное нарушение, то к такому лицу нельзя применять штраф. Например, орган Госаудитслужбы утверждает, что члены тендерного комитета должны были отклонить тендерное предложение. Если будет доказано обратное (что предложение не отклонено правомерно), то штраф наложен не будет.
Что касается субъекта правонарушения, то здесь нужно опровергать предположение органа Госаудитслужбы, что штраф применен к надлежащему лицу.
Пример 1. Петренко О. О. был назначен заказчиком членом тендерного комитета 21.12.2020 г. Но из-за болезни, увольнения, или по иным причинам он был заменен другим лицом — Волковым А.А. с 05.01.21 г. Тендерный комитет принял решение от 13.01.2021 г. об отклонении тендерного предложения определенного участника, что было признано неправомерным. При таких обстоятельствах Петренко О. О. не является субъектом правонарушения и к нему не могут применить штраф.
Пример 2. Петренко О. О. как член тендерного комитета проголосовал против того, чтобы с победителем торгов был заключен договор о закупке, условия которого не соответствуют требованиям тендерной документации. В этом случае Петренко О. О. нельзя привлекать к ответственности, ведь не он принимал противоправного решения. Но он должен проследить, чтобы его позиция была зафиксирована в протоколе заседания, и иметь копию такого протокола для предоставления в суд.
⭐️ Как сменить председателя тендерного комитета
Пример 3. Заказчиком был нарушен срок обнародования тендерной документации. В этом случае, прежде чем применять штраф, органу Госаудитслужбы следует выяснить, кто именно является ответственным за такие действия. Как правило, такие обязанности возлагают на секретаря. Впрочем, нужно выяснить, действительно ли решением председателя тендерного комитета и протоколом заседания такие обязанности возложены на секретаря и что следует из должностной инструкции секретаря. Если будет выяснено, что такие обязанности возложены на председателя или его заместителя, то к секретарю нельзя применять штраф за указанное правонарушение.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Сроки
Предписаниями ст. 38 КУоАП установлены определенные сроки, когда лицо можно привлечь к административной ответственности. Органы Госаудитслужбы не всегда их соблюдают. Поэтому у лиц, к которым применили штраф (или передали в суд дело о наложения штрафа судом), есть большие шансы получить постановление суда, в которой будет сказано: «Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО согласно ст. 16414 КУоАП, п. 7 ст. 247 КУоАП закрыть в связи с совпадением срока привлечения к административной ответственности».
Еще один важный срок! Предписания ст. 254 КУоАП указывают на то, что протокол об административном правонарушении должен быть сформирован не позднее 24 часов с момента выявления лица, совершившего правонарушение. То есть, если правонарушение выявлено 29.12.2020 г. в 15:00, то протокол можно составить не позднее 30.12.20 г. в 15:00. А вот составление протокола в 16:00 30.12.2020 г. уже будет нарушением сроков. На такие нюансы следует обращать внимание, ведь суды это учитывают.
Оформление протокола
Кроме пропуска сроков, контролирующие органы допускают и другие процессуальные упущения при составлении протоколов.
Наиболее распространенными являются определенные неточности в реквизитах протокола, что является основанием для возвращения судами протоколов на доработку. Это важно, ведь протоколы служат доказательствами совершения правонарушения. Если контролирующий орган будет исправлять протокол слишком долго, то сроки для привлечения лица к ответственности истекут. Поэтому нужно внимательно изучать все реквизиты протоколов.
Еще один нюанс по поводу протоколов. Иногда должностные лица контролирующего органа забывают, что протокол составляется в двух экземплярах, один из которых нужно вручить лицу, которого собираются привлечь к ответственности. Если лицо не получило второй экземпляр или не расписалось о его получении, это также является основанием для неприменения штрафа.
Итак, существуют определенные правовые нюансы, позволяющие лицу избежать штрафа. Поэтому членам тендерного комитета следует внимательно относиться к своим обязанностям (в частности, внимательно изучать должностную инструкцию) и тщательно изучать материалы дела о применении штрафа, ведь документы, составленные с «дефектами», могут освободить лицо от ответственности.