Нарушения, которые может выявить АМКУ
В ст. 50 Закона № 2210 перечислены 20 видов нарушений антимонопольного законодательства, за которые предусмотрена ответственность за нарушение тендерного законодательства. Однако на практике органы АМКУ чаще всего выявляют нарушения, совершенные заказчиками и предусмотренные ст. 50 указанного Закона:
- злоупотребление монопольным (доминирующим) положением (п.2). Временами органы АМКУ трактуют постоянный выигрыш в закупках одного и того же участника (или выигрыш для всех подразделений заказчика) как злоупотребление доминирующим положением. Чтобы избежать этого обвинения, следует внимательно относиться к тендерной документации и быть готовым объяснить, почему именно так происходит (самые низкие цены, самое лучшее качество услуг и т.д.);
- · делегирование полномочий органов власти или органов местного самоуправления в случаях, запрещенных ст.16 Закона № 2210 (п.6). К примеру, местный совет может предоставить определенному исполнителю право на предоставление жилищно-коммунальных услуг в жилом фонде коммунальной собственноститерриториальной общины. А АМКУ может признать, что такое право входит в полномочия местной власти, и в связи с этим усмотреть здесь правонарушение, которое может привести к искажению конкуренции на рынке таких услуг. В этом случае придется доказывать, что местный совет никому не передавал свои полномочия. Для этого нужно будет предоставить учредительные и распорядительные документы, подтверждающие факт соблюдения законодательства;
- совершение действий, запрещенных положениями ст.17 Закона № 2210 (п.7). В этом случае речь идет об обстоятельствах, в которых заказчик может склонять участников к нарушениям антимонопольного законодательства или может создавать условия для совершения таких нарушений или их легитимации. В таких случаях орган АМКУ может использовать переписку с определенными «подозрительными» оборотами речи в качестве доказательства совершения правонарушения. Кроме того, если заказчик подозревает, что два участника торгов находятся в антиконкурентном сговоре, он может проигнорировать очевидные доказательства сговора и принять решение по определению победителя торгов. В этом случае он фактически легитимизирует неправомерные действия участников. Поэтому заказчикам следует внимательно относиться к переписке с участниками и внимательно изучать их тендерные предложения;
- · представление в АМКУ (или его органы) информации в неполном объеме либо не в сроки, установленные главой АМКУ, его органами или нормативно-правовыми актами (п.14). В этом случае следует соблюдать сроки, отводимые для представления информации. Стоит обратить внимание на то, в каких днях такие сроки установлены: в календарных или в рабочих.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Сроки, предоставляемые для обжалования Решения органа АМК
Такие сроки являются чрезвычайно ограниченными во времени — всего лишь 2 месяца со дня получения решения, при этом такой срок не может быть восстановлен (ч.1 ст.60 Закона № 2210). Это утверждение подтвердил и Верховный Суд в постановлении от 14.08.2018 г. в деле № 922/4374/17.
Так что если Решение органа АМКУ принято 12.01.21, а получено 15.01.21, то последний день для подачи искового заявления — 15.03.21.
При таких обстоятельствах заказчикам нужно четко фиксировать дату и момент получения решения органа АМКУ и не затягивать с подачей искового заявления. Пусть оно будет коротким, пусть не все обстоятельства дела будут в нем изложены, однако подано оно должно быть вовремя. Как показывает судебная практика, легче потом представить все доказательства при подаче ответа на отзыв, чем восстанавливать сроки (тем более что такие сроки не восстанавливаются, даже если они были пропущены по уважительным причинам).
Исковое заявление подается в хозяйственный суд.
Какие требования или действия заказчика будут считать дискриминационными
Штрафы
В данной статье были упомянуты правонарушения, предусмотренные пунктами 2, 6, 7 и 14 ст.50 Закона № 2210. Тем не менее, штрафы в сфере публичных закупок налагаются только в случае нарушений, предусмотренных пунктами 2 и 14 указанной нормы, а в других случаях заказчики пытаются отменить Решение органа АМКУ. Это связано со специфическим статусом заказчика, который представляет собой либо государство, либо территориальную общину в лице ее определенного органа. Поэтому законодатель пытается минимизировать потери государства/местной общины и в результате не применяет штраф.
Тем не менее, как можно видеть, нарушения, предусмотренные пунктами 2 и 14 Закона, являются недопустимыми. Поэтому в ч.2 ст.52 Закона № 2210 устанавливаются следующие штрафы за упомянутые нарушения:
- налагается штраф в размере до 10% дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф (п.2 ст.50 Закона № 2210);
- · применяется штраф в размере до 1% дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (в т.ч. работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф (п.14 ст.50 Закона № 2210).
Обратите внимание на то, что согласно предписаниям ст. 1 Закона № 2210 в рамках указанного Закона даже органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы административно-хозяйственного управления являются субъектами хозяйствования и несут административную ответственность в сфере публичных закупок.
Таким образом, чтобы избежать ответственности за нарушения в сфере публичных закупок и чтобы не применялись штрафы АМКУ и Решение (которое также может иметь болезненные последствия), заказчикам следует соблюдать требования Закона № 2210 и иметь доказательства того, что они действовали в рамках законодательства. Кроме того, следует помнить о сроках, предусмотренных для подачи искового заявления, и не нарушать их.
Соблюдайте сроки, процедуры и требования Закона, не доводите дело до понесения ответственности за нарушения в сфере публичных закупок.