Договор о закупке: риски

RU UA
Договор о закупке — договор, заключаемый между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки; он предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары.

 

 

Где размещать договор о закупке

В тендерной документации и в объявлении о проведении закупки или упрощенной закупки или в сообщении о намерении заключить договор о закупке или упрощенной закупке обязательно должен содержаться проект договора о закупке или упрощенной закупке. Этот документ очень важен, так как он определяет условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, которые будут оплачиваться по результатам проведения процедуры упрощенной закупки или закупки.

Договор о закупке — хозяйственный договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки/упрощенной закупки и предусматривает платное оказание услуг, выполнение работ или приобретение товара.

Правоотношения, которые не предусматривают заключения договора о закупке товаров, работ и услуг, не являются предметом регулирования Законом о публичных закупках и не

требуют соблюдения его требований. Поэтому, когда в Законе о публичных закупках упоминается договор о закупке, мы должны понимать, что это договор, заключенный по результатам проведения процедуры закупки или упрощенной закупки.

В тендерной документации и в объявлении о проведении упрощенной закупки обязательно должен содержаться проект договора о закупке.

Последствия для Заказчика в случае несоблюдения существенных условий договора

Проект договора о закупке товаров, работ и услуг должен быть составлен таким образом, чтобы победитель процедуры закупки из числа участников мог загрузить его из электронной системы закупок, указать реквизиты и информацию из своего предложения, подписать и направить заказчику. При этом условии заказчику нужно позаботиться о том, чтобы проект договора отвечал всем требованиям, связанным с закупкой, и требованиям законодательства.

Проект договора должен содержать существенные условия, а также информацию о порядке внесения в них изменений.

Договор о закупке заключается в соответствии с нормами ГКУ и ХКУ с учетом особенностей, определяемых Законом о публичных закупках.

Главное условие Закона: запрещается заключение договоров о закупке, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок, за исключением случаев, предусмотренных Законом. За такие действия согласно ст. 164-14 КУоАП для руководителя организации заказчика предусматривается штраф в размере от 34 000 грн до 170 000 грн. Более того, для служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика устанавливается штраф в размере от 25500 грн. до 51000 грн. в случае заключения с участником, ставшим победителем процедуры закупки, договора о закупке на условиях, не соответствующих требованиям тендерной документации и/или тендерного предложения победителя процедуры закупки.

Порядок заключения договора о закупке заказчик должен предусмотреть в тендерной документации или в объявлении об упрощенной закупке.

Согласно основаниям для отклонения кандидатуры участника — победителя процедуры закупки, определенным в ст. 31 Закона, кандидатура победителя процедуры закупки

отклоняется, в частности, в том случае, если он отказывается от подписания договора о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации или заключения договора о закупке.

Таким образом, мы должны различать требования к подписанию договора о закупке, установленные тендерной документацией, и законодательные требования к подписанию договора.

Каковы требования к составлению договора о закупке

Закон о публичных закупках устанавливает, что победитель процедуры закупки при заключении договора о закупке работ, услуг и товаров должен предоставить:

  1.  соответствующую информацию о праве подписания договора о закупке;
  2.  копию лицензии или документа разрешительного характера (при наличии таковых) на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если получение разрешения или лицензии на осуществление такого вида деятельности предусмотрено законом и об этом было указано в тендерной документации/объявлении о проведении упрощенной закупки или если этого требовал заказчик во время переговоров в случае применения переговорной процедуры закупки

 

Указанные требования касаются и процедур закупок, и упрощенных закупок.

В договорах на закупку лекарств — предварительная оплата

Заказчик должен указать в тендерной документации или в объявлении об упрощенной закупке, какие именно документы касательно лица, подписывающего договор о закупке, он хочет получить от участника-победителя. Это может быть устав, протокол общего собрания и приказ о назначении руководителя, доверенность на подписывающее лицо и т.п.

Могут выдвигаться требования и к представлению отдельных документов: например, протокольного решения участников (акционеров, владельцев и т.п.), обусловливающего предоставление полномочий на заключение договора, или копии иного документа, подтверждающего снятие ограничений по заключению договоров, предусмотренных учредительными (уставными) документами участника и законодательством.

В отдельных случаях речь может идти о праве участника на подписание договора о закупке (например, когда участие принимает объединение участников).

В связи с получением лицензии или документа разрешительного характера важны два условия. Во-первых — что такой документ предусмотрен для деятельности участника законодательством. Во-вторых — что заказчик в тендерной документации отметил требование о его предоставлении участником — победителем закупки.

Если победителем процедуры закупки/упрощенной закупки является объединение участников, то копия лицензии или разрешения предоставляется одним из участников такого объединения.

Заказчику также необходимо определить способ и порядок представления соответствующих документов.

Законом о публичных закупках предусмотрено, что представление информации при проведении процедуры закупки/упрощенной закупки осуществляется в электронном виде посредством электронной системы закупок. Заказчикам запрещается требовать от участников представления в бумажном виде информации, представленной ими во время проведения процедуры закупки/упрощенной закупки (ч. 8 ст. 12 Закона).

Как избежать рисков при заключении договора о закупке

Тем не менее, в части требований к документам, представляемым при заключении договоров, до сих пор сохраняется практика их представления в бумажной форме.

Когда заказчик устанавливает требования о представлении документов при заключении договора о закупке, он должен правильно определить сроки такого представления исходя из того, что у участника есть 20 дней для подписания договора.

Согласно положениям Закона, заказчик заключает договор о закупке с участником, признанным победителем процедуры закупки, в течение срока действия своего предложения не позднее чем через 20 дней со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке. В случае обоснованной необходимости срок, предусмотренный для заключения договора, может быть продлен до 60 дней.

Таким образом, Закон по сути не предусматривает для заказчика права отказаться от подписания договора. Проект договора в тендерной документации является офертой заказчика, он им уже согласован и должен быть просто подписан, поэтому мы можем утверждать, что эти 20 дней установлены именно для участника.

Обеспечение выполнения договора о закупке

Чтобы обеспечивалось право на обжалование решений заказчика, договор о закупке не может быть заключен ранее чем через 10 дней с даты опубликования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить договор о закупке. В этот же срок участник-победитель представляет документы, определенные для него статьей 17 Закона. Поэтому фактическое подписание договора начинается только по истечении 10 дней с даты опубликования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить договор о закупке и представления участником всех необходимых документов в соответствии со ст. 17 Закона. Если документы не будут представлены, заказчик будет иметь основания для отклонения кандидатуры участника-победителя.

Частью третьей статьи 181 ХКУ установлено, что сторона, получившая проект договора, в случае согласия с его условиями оформляет договор и возвращает один экземпляр договора второй стороне или присылает ответ на письмо, факсограмму и т.п. в двадцатидневный срок после получения договора.

Таким образом, участник должен прислать или передать заказчику подписанный с его стороны договор о закупке.

Такой порядок действий подтверждается ч. 7 ст. 33 Закона, где для заказчика предусматривается возможность определять победителя процедуры закупки/упрощенной закупки среди тех участников, срок действия тендерного предложения которых еще не истек, в случае отказа победителя процедуры закупки/упрощенной закупки от заключения договора о закупке, в том числе из-за незаключения договора о закупке по вине участника или непредоставление заказчику подписанного договора в срок, определенный этим Законом.

Следующее условие, важное для подписания договора о закупке: его условия не должны отличаться от содержания тендерного предложения/предложения по результатам электронного аукциона (включая цену единицы товара) победителя процедуры закупки/упрощенной закупки или согласованиной цены предложения участника в случае применения переговорной процедуры.

В данной норме отсутствует требование о соответствии заключенного договора условиям тендерной документации. При этом имеется взаимозависимость: тендерное предложение должно соответствовать требованиям тендерной документации, иначе оно будет отклонено.

В то же время ст. 164-14 КУоАП предусматривает штраф в том случае, если будет заключен договор о закупке, не соответствующий требованиям тендерной документации и/или тендерного предложения победителя процедуры закупки.

То есть заказчику все же нужно следить за соблюдением обоих требований.

В условия договора о закупке при подписании не могут вноситься изменения, за исключением случаев определения денежного эквивалента обязательства в иностранной валюте и/или случаев пересчета цены по результатам электронного аукциона в сторону уменьшения цены тендерного предложения/предложения участника без уменьшения объемов закупки.

В последнем условии следует обратить внимание на то, что речь идет о пересчете, а не об изменении цены договора. Вносить изменения в существенные условия договора о закупке можно только в строго определенных случаях (ст. 41 Закона).

Если заказчик заключит договор о закупке до/без проведения процедуры закупки/упрощенной закупки, нарушит сроки заключения договора о закупке, установленные Законом, или заключит такой договор в период обжалования, либо если такой договор будет содержать положения, отличающиеся от положений тендерного предложения участника, то такой договор будет ничтожным.



зміст
Теми:

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді