Как измениось понятие «твердая цена» в договоре по выполнению работ

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Осенью 2021 года были изменены строительные стандарты и упразднен ГСТУ, который лежит в основе определения предмета закупки работ, а взамен были утверждены Наставления по определению стоимости строительства. В результате таких обновлений несколько изменился подход к понятиям «твердая цена» и «динамичная цена», от которых зависят условия договора о закупке, в том числе условия его изменения при выполнении. На самом ли деле невозможно изменить твердую договорную цену в строительстве? Что нового по этому вопросу предлагают Наставления по определению стоимости строительства? Выясним в статье

 

 

Приказом Минрегиона от 01.11.2021 № 281 «Об утверждении сметных норм Украины в строительстве» был упразднен ГСТУ Б. Д.1.1-1: 2013 «Правила определения стоимости строительства», принятый приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 05 июля 2013 года № 293.

Этим же приказом утверждены сметные нормы Украины «Наставления по определению стоимости строительства» и «Наставления по определению стоимости проектных, научно-проектных, изыскательских работ и экспертизе проектной документации на строительство».

В соответствии с приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708 определение предмета закупки работ осуществляется заказчиком согласно пункту 27 части первой статьи 1 Закона о публичных закупках, а именно: по объектам строительства и с учетом ГСТУ Б.Д.1.1-1: 2013.

Минэкономики письмом от 29.11.2021 № 3304-04 56247-06 сообщило, что в связи с утратой силы ГСТУ Б. Д.1.1-1:2013, а также принятием и утверждением сметных норм Украины, Приказ № 708 будет приведен в соответствие с требованиями законодательства.

Закупівля робіт з будівництва — разом з устаткуванням чи окремо

До приведения в соответствие Приказа № 708 при определении предмета закупки работ Министерство рекомендовало заказчикам учитывать сметные нормы Украины «Наставления по определению стоимости строительства», в которых дано определение объекта строительства.

В то же время, Наставления по определению стоимости строительства могут быть использованы и при формировании ожидаемой стоимости работ по объектам строительства.

В соответствии с этими Наставлениями стоимость строительства определяется, в частности, на стадии определения цены предложения участника процедуры закупок (договорной цены, которая может устанавливаться твердой или приблизительной (динамичной)).

 

 

Что такое твердая договорная цена

Твердая смета (твердая договорная цена) – смета, которая может корректироваться только в отдельных случаях по соглашению сторон в порядке, определенном договором.

Приблизительная смета (динамичная договорная цена) – смета, которая подлежит уточнению при изменении текущих цен на ресурсы, учтенных в договорной цене, а также по другим основаниям, определенным условиями договора.

При твердой договорной цене взаиморасчеты производятся на основании выполненных объемов работ и их стоимости, определенной в договорной цене.

Следует заметить, что основа понятия твердой цены заложена в ГКУ.

В соответствии со ст. 844 ГКУ смета на выполнение работ может быть приблизительной или твердой. Смета считается твердой, если иное не установлено договором.

Изменения в твердую смету могут вноситься исключительно по соглашению сторон.

При превышении твердой сметы все связанные с этим расходы несет подрядчик, если иное не установлено законом.

Подрядчик не имеет права требовать увеличения твердой сметы, а заказчик — ее уменьшения в случае, если на момент заключения договора подряда нельзя было предусмотреть полный объем работы или необходимые для этого расходы.

 

Если после заключения договора существенно возросла стоимость материала, оборудования, которое должно было быть предоставлено подрядчиком, а также стоимость услуг, предоставляемых ему другими лицами, подрядчик имеет право требовать увеличения сметы. При отказе заказчика от увеличения сметы подрядчик имеет право требовать расторжения договора.

Таким образом, твердая цена договора может быть изменена только в отдельных случаях, по соглашению сторон и если порядок такого изменения предусмотрен договором.

Условия, когда и при каких обстоятельствах заказчик может изменить твердую цену договора, определены в постановлении КМУ от 01.08.2005 № 668 «Об утверждении Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве» (Постановление № 668).

В частности, этим Постановлением установлено, что в случае повышения подрядчиком твердой договорной цены, не предусмотренной договором подряда, все связанные с этим расходы, если иное не установлено законом, несет подрядчик.

Стороны в договоре подряда могут предусматривать порядок уточнения твердой договорной цены в случае:

  • возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
  • внесения изменений в проектную документацию;
  • необходимости в устранении недостатков в работах, возникших в результате несоответствия установленным требованиям проектной документации, обеспечение которой возложено на заказчика;
  • замедления темпов или остановки выполнения работ по решению заказчика или по его вине, если это вызвало дополнительные расходы подрядчика;
  • изменения законодательства по вопросам налогообложения, если это влияет на стоимость работ;
  • существенного роста (в размере, определенном сторонами) после заключения договора подряда цен на ресурсы, которые обеспечивает подрядчик, а также услуг, которые предоставляются ему третьими лицами;
  • в иных случаях, предусмотренных договором подряда.

⚡️ Як сформувати технічні вимоги у тендерній документації

Для заказчиков, заключивших договор о закупке работ по результатам проведения процедур закупок или упрощенной закупки, нужно также учитывать требования статьи 41 Закона Украины «О публичных закупках» (Закон). Такие заказчики должны сопоставлять вышеуказанные основания для изменения твердой цены договора с условиями изменения существенных условий договора о закупке, определенными ч. 5 ст. 41 Закона. Требования Закона в данной ситуации являются доминирующими.

Кроме того, Постановление № 668 предусматривает, что если во время строительства возникла необходимость в выполнении дополнительных работ, не учтенных проектной документацией, обеспечение которой возложено на заказчика, и в связи с этим – в соответствующем повышении твердой договорной цены, подрядчик обязан в течение определенного договором подряда срока сообщить заказчику об обстоятельствах, приведших к выполнению таких работ, и подать заказчику предложения с соответствующими расчетами.

Заказчик в течение срока, определенного договором подряда, рассматривает эти предложения, принимает решение по существу и сообщает о нем подрядчику.

Рассматривать такие предложения заказчик должен с учетом требований Закона, а принимать решение – с учетом возможностей, предусмотренных для изменения существенных условий договора о закупке.

Подрядчик обязан остановить выполнение дополнительных работ в случае неполучения в определенный договором подряда срок ответа на свое сообщение. Нанесенный подрядчику ущерб, связанный с приостановкой дополнительных работ, возмещается заказчиком. Заказчик освобождается от возмещения такого ущерба, если докажет, что в выполнении дополнительных работ не было необходимости.

Если подрядчик не сообщил заказчику в установленном порядке о необходимости выполнения дополнительных работ и соответствующего повышения твердой договорной цены, он не может требовать от заказчика оплаты выполненных дополнительных работ и возмещения нанесенного ему ущерба, если не докажет, что проведение таких работ было необходимо в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановка работ угрожала уничтожением или повреждением объекта строительства.

Если договором подряда предусматривалась возможность повышения твердой договорной цены вследствие существенного роста после заключения договора подряда цен на ресурсы, обеспечение которыми осуществляет подрядчик, а также цен на услуги, которые предоставлялись ему третьими лицами, подрядчик может требовать пересмотра твердой договорной цены в порядке, определенном договором подряда.

Рост цен на ресурсы и услуги, которое стороны считают существенным, определяется в договоре подряда. Подрядчик может требовать расторжения договора подряда в случае отказа заказчика от повышения твердой договорной цены работ вследствие существенного роста цен на ресурсы и услуги.

Подрядчик не может требовать уточнения приблизительной или твердой договорной цены в связи с ростом цен на ресурсы, которые используются для выполнения работ, если сроки выполнения этих работ нарушены по вине подрядчика. В таких случаях цены на ресурсы, если иное не предусмотрено договором подряда, определяются в соответствии с ценами, действовавшими на указанную в договоре дату окончания работ. Дополнительные расходы на выполнение работ, связанные с ростом цен на ресурсы после указанной даты, компенсируются подрядчиком.

Учитывая изложенное, твердая цена в договоре о закупке может изменяться только с одновременным учетом законодательства, которое регулирует сферу строительства и публичных закупок.

 



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді