Твердая цена (твердая смета)
Большинство заказчиков для закупки строительных работ устанавливают требования о жесткой договорной цене с мнением о том, что это избавит их от необходимости корректировать цену через инфляционные процессы в будущем. Рассмотрим подробно, как поступать правомерно
Минрегион утвердил приказом от 01.11.2021 № 281 Сметные нормы Украины «Руководство по определению стоимости строительства» (далее – Руководство). Руководство определяет понятие жесткой договорной цены.
Твердая договорная цена – это…
Твердая смета (твердая договорная цена) — это смета, которая может корректироваться только в отдельных случаях с согласия сторон в порядке, определенном договором. В соответствии с настоящими Руководствами стоимость строительства определяется, в частности, на стадии определения цены предложения участника процедуры закупок (договорной цены, которая может устанавливаться жесткой или приблизительной (динамической).
Поэтому действительно от выбранного вида договорной цены зависит порядок ее корректировки в будущем.
При твердой договорной цене взаиморасчеты производятся на основании выполненных объемов работ и их стоимости, определенной в договорной цене.
Следует отметить, что основа понятия жесткой цена заложена в ГКУ.
Изменение твердой договорной цены
Жесткая договорная цена может корректироваться только по согласованию сторон.
В случае превышения твердой сметы, все связанные с этим расходы несет подрядчик, если иное не установлено законом.
Подрядчик не имеет права требовать увеличения твердой сметы, а заказчик ее уменьшения в случае, если на момент заключения договора подряда нельзя было предусмотреть:
- полный объем работы; или
- необходимые для этого расходы
В случае существенного роста после заключения договора стоимости материала, оборудования, которые должны быть предоставлены подрядчиком, а также стоимости услуг, предоставляемых ему другими лицами, подрядчик вправе потребовать увеличения сметы. В случае отказа заказчика от увеличения сметы подрядчик вправе потребовать расторжения договора.
Твердая договорная цена может корректироваться:
- в редких случаях;
- с согласия сторон;
- в случае если порядок такого изменения предусмотрен договором.
- Особенности определения цены предложения
- Условия формирования договорной цены
- Прямые затраты в цене предложения участника
- Непрямые расходы в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов
- Общепроизводственные расходы в цене предложения участника
- Административные расходы в цене предложения участника
- Средства на другие работы и расходы, чтобы обеспечить строительство в целом
- Ограничения по прибыли
- Средства на покрытие рисков, связанных с выполнением строительных работ
- Средства на покрытие дополнительных расходов, связанных с инфляционными процессами
- Средства на установленные налоги, сборы, обязательные платежи, не учтенные составляющими стоимости строительства
Твердая договорная цена в строительстве: как внести изменения
Условия, когда и при каких обстоятельствах заказчик может изменить твердую цену договора определенные в постановлении КМУ от 01.08.2005 N 668 «Об утверждении Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве» (Постановление № 668).
В частности, этим Постановлением установлено, что в случае повышения подрядчиком твердой договорной цены, не предусмотренного договором подряда, все связанные с этим расходы, если иное не установлено законом, несет подрядчик.
Стороны в договоре подряда могут предусматривать порядок уточнения жесткой договорной цены в случае:
- возникновение обстоятельств непреодолимой силы;
- внесение изменений в проектную документацию;
- потребности в устранении недостатков работ, возникших вследствие несоответствия установленным требованиям проектной документации, обеспечение которой возложено на заказчика;
- замедление темпов или остановка выполнения работ по решению заказчика или по его вине, если это вызвало дополнительные расходы подрядчика;
- изменения законодательства по налогообложению, если это влияет на стоимость работ;
- существенного роста (в размере, определенном сторонами) после заключения договора подряда цен на ресурсы, обеспечиваемые подрядчиком, а также предоставляемых ему третьими лицами услуг;
- в других случаях, предусмотренных договором подряда.
Для заказчиков, заключивших договор о закупке работ по результатам проведения процедур закупок, следует также учитывать требования п. 19 Особенностей. Такие заказчики должны сопоставить основания изменения твердой цены договора с условиями изменения существенных условий договора о закупке, определенными п. 19 Особенностей. Требования Закона № 922 с учетом Особенностей в данной ситуации являются доминирующими.
Подрядчик может потребовать пересмотра твердой договорной цены в порядке, определенном договором подряда, если договор подряда предусматривал возможность повышения твердой договорной цены вследствие существенного роста после заключения договора подряда:
- цен на ресурсы, обеспечение которыми осуществляет подрядчик;
- цен на услуги, предоставляемые ему третьими лицами.
Рост цен на ресурсы и услуги, который стороны считают существенным, определяется договором подряда. Подрядчик может потребовать расторжения договора подряда в случае отказа заказчика от повышения жесткой договорной цены работ вследствие существенного роста цен на ресурсы и услуги.
Подрядчик не может требовать уточнения жесткой договорной цены в связи с ростом цен на ресурсы, используемые для выполнения работ, в случае, когда сроки выполнения этих работ нарушены по вине подрядчика. В таких случаях цены на ресурсы, если иное не предусмотрено договором подряда, определяются в соответствии с ценами, действующими на указанную в договоре дату окончания работ. Дополнительные расходы по выполнению работ, связанные с ростом цен на ресурсы после указанной даты, компенсируются подрядчиком.
Учитывая указанное, жесткая цена в договоре о закупке может изменяться только с одновременным учетом законодательства, регулирующего сферу строительства и публичных закупок.
Изменение твердой цены при возникновении необходимости дополнительных работ
Постановление № 668 предусматривает, что если при строительстве возникла потребность в выполнении дополнительных работ, не учтенных проектной документацией, обеспечение которой возложено на заказчика, и в связи с этим в соответствующем повышении жесткой договорной цены, подрядчик обязан в течение определенного договором подряда сроку уведомить заказчика об обстоятельствах, приведших к выполнению таких работ, и представить заказчику предложения с расчетами.
Заказчик в течение срока, определенного договором подряда, рассматривает указанные предложения, принимает решение по существу и уведомляет его подрядчика.
Рассматривать такие предложения заказчик должен с учетом требований Закона № 922 и Особенностей и принимать решения, учитывая возможности, предусмотренные для изменения существенных условий договора о закупке.
Напомним, согласно пп. 8 п. 13 Особенностей заказчик может заключить новый договор с тем же подрядчиком в случае, если у заказчика после заключения договора о закупке возникла необходимость в закупке дополнительных работ или услуг, связанных с предметом закупки основного договора, у того же исполнителя работ/предоставителя услуг.
Возможность и условия выполнения таких дополнительных работ или услуг могут быть предусмотрены в основном договоре о закупке, заключенном по результатам закупки.
Закупка дополнительных работ или услуг у того же производителя работ/предоставителя услуг осуществляется в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость таких работ или услуг не превышает 50 процентов цены основного договора о закупке, заключенного по результатам проведения закупки
Подрядчик обязан остановить выполнение дополнительных работ при неполучении в определенный договором подряда срок ответа на свое сообщение. Нанесенный подрядчику ущерб, связанный с остановкой дополнительных работ, возмещается заказчиком. Заказчик освобождается от возмещения такого ущерба, если докажет, что в выполнении дополнительных работ не было необходимости.
Если подрядчик не уведомил заказчика в установленном порядке о необходимости выполнения дополнительных работ и соответствующего повышения твердой договорной цены, он не может требовать от заказчика оплаты выполненных дополнительных работ и возмещения нанесенного ему ущерба, если не докажет, что проведение таких работ было необходимо в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что остановка работ угрожала уничтожением или повреждением объекта строительства.